21 декабря 2020
☀🔥 Корочун (Карачун) — только дата, день, после которого ожидается серп молодого месяца — первый день солнечного Новолетия. "И вместе с тем мы нигде не встречаем Корочюн, именно как самостоятельное божество Славянского мира" (Святский Д.О., 1). Кисель, как треба умилостивления, предназначается не Карачуну, а Морозу, Зюзе и прочим зимним хозяевам Земли, которые отражают состояния хтонических Богов и Духов в этом периоде.
Магия соединения конца года с началом нового, замыкания времени в круг Ящером-Змеем отразилась на изготовлении ритуальных печений, особая форма которых применяется только в периоды Святок и весеннего равноденствия. "В регионе среднерусского Нечерноземья, Волго-Окского бассейна отражением мифо-календарной модели мира и бесконечного, вечно возвращающегося круговорота жизни с солнцем и светом стало обрядовое печенье в форме архаической S-образной фигуры (его названия — восьмёрки, витушки или по новогоднему величанию ýсеньки, авсеньки и др.)" (Л.А. Тульцева Л. А.: "Дети и деды…", 2).
🔥☀ Сжигание бадняка южными Славянами, способствующее возрождению Солнца — Божича в канун зимнего солнцестояния содержит ту же магическую функцию, что и костры из соломы, относящейся к сакральной сфере у Славян восточных. Огромное полено, или даже целое дерево, — он являет собою весь период, прошедший с предыдущего зимнего солнцестояния. Украшенный лентами и цветами, сдобренный кашами, маслом, пивом и мёдом, Бадняк сжигается в домашнем очаге, как начало возрождения мира, где старое не просто уступает место молодому, а перерождается в него. Сгорая, Бадняк воплощается в новый Огонь-Божич тут же, в ходе магического обряда. "Связь имён Бога и Божича делает возможным сопоставление Божича с восточнославянским Сварожичем — сыном Сварога: оба имеют отношение к почитанию солнца" (Иванов В. В.: Топоров В. Н.: "Божич": 3). Ритуал поклонения Огню сразу после самой длинной ночи проводится и в Нижегородской губернии: "Въ разныя времена очагу приносились жертвы, которыя прямо клались на огонь. Самые торжественные обряды видимъ мы въ праздникъ Коледы" (Знаменский П. В.: "Очерки изъ исторіи славянской мифологіи": 4).
🔥☀ Каждый, кто участвует в сжигании Бадняка или поддержании огня костра, может рассчитывать на то, что его со-действие будет принято Богами нижнего и верхнего миров, оценено и воздастся в новое Лето ожидаемым благом. Костры жгли повсеместно, но придавали им с периода двоеверия уже другие смыслы. В той же Воронежской области на Рождество кострами грели: Христа, родителей, корову (5).
Мосты, соединяющие прошедшее и наступающее время, символизирующие обязательность перехода "на другую сторону", известны весной ("вербный мост") — "мощение мостов", а также в обрядовых песнях с Овсенем и Таусенем. Мост связует два уровня — бытие и не-бытие: "Имеются колядки, где утверждается: божьи гости переходят мост — он переброшен между двумя мирами… Это взаимодействие понимается настолько конкретно, что от колядовщиков может быть услышана угроза: они заберут хозяина с собой, если тот плохо примет их. Метафизическое понимается физически. Как ни относиться к подобным представлениям, но одно несомненно: они работали на двууровневую картину мира" (Линник Ю. В.: 6).
🔥☀ При этом "Строители" моста для перехода в Новолетие — Божества не "верхнего", небесного, а хтонического мира, функции которых с двоеверия переложили на христианских святых: "Варвара мостит, Савва вострит, а Никола гвоздит" (Некрылова А. Ф.: "Святая Варвара…", 7). В этой постройке принимают участие и сами люди, содействующие удачному переходу: "… и въ тѣстѣ мосты дѣлаютъ…" (Пономарев А. И.: 8, "Слово святого Григория Богословця…"). Прядение всегда относилось к сакральным действиям, а в канун солнцеворота — как магическое создание (или воссоздание) вселенной (Иванов В. В.: Топоров В. П.: "Проблема функции кузнеца…": 9). Количество напряденного говорит о прочности моста, соединяющего конец времени и его начало. "Прядева должно быть столько, чтобы сочельников мост прочно соединил Старый и Новый год, нерадивых прях бабка Коляда беспощадно била безменом" (Тульцева Л. А.: "Календарные праздники и обряды": 10).
🔥☀ Переход в Новолетие знаменуется движением через мост верхом на "сивой свинке" Василия-Шадрия, погоняющего "золотым поросенком, молодым ребенком" (Тульцева Л. А.: "У Бога Света всего доспето": 11). Божество, переходящее временной мост и переводящее людей и возрожденное Солнце в Новый год, — Велес. Он, никогда не покидающий мир людей и связывающий два мира, открывает и закрывает разделяющую их грань в сакральное время, открывает дорогу возрожденному Солнцу, выводит его по золотому мосту из нижнего мира в верхний.
🔥☀ Великая Богиня, ежегодно возрождающая мир, ежегодно же наделяет своей безграничной властью Богов, рожденных её в священном браке с Родом. Рожаница небесного светила почитается в это время многими народами. "У древнихъ англосаксовъ должайшая и мрачнѣйшая ночь предшествовала дню рожденія Фрейера или Солнца называлась Материнскою ночью, такъ какъ эта ночь почиталась матерью солнца или солнечнаго года" (Забылин М.М.: 12). В период от Масленицы до Возрождения (весеннего равноденствия) она и сама пройдёт важный этап изменения самой себя, обновления Всемирья, воссоздания Мирового Древа — Древа Жизни.
©В.К.
По материалам книги - обзора славяно-русских народных праздников: © Крескин В.Н.: "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции"
📚1. Святский Д. О. Астрономия Древней Руси. — М.: НП ИД "Русская панорама", 2007
2. Этнографическое обозрение, 2010, №5. — М., 2010
3. Мифы народов мира. Энциклопедия (в 2-х томах). Гл. ред. С.А.Токарев. Том 1. — М.: "Советская Энциклопедия", 1980
4. Нижегородскiя Епархiальныя вѣдомости. 1866, №1. — Нижнiй Новгородъ, 1866
5. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. Вып. III. Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. — Воронеж: ВГУ, 2005
6. Линник Ю. В. Космос русского праздника. — Петрозаводск, 2006
7. Традиция в фольклоре и литературе: Статьи. — СПб, СПбГУ, 2000
8. Памятники древне-русской церковно-учительной литературы. Под ред. Проф. А.И.Пономарева. Вып.3. — СПб., 1897
9. Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. 1974, вып. 1/5. — Тарту, 1974
10. Русские. Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М., "Наука", 1999
11. Церковные праздники русского народа: от прошлого к настоящему. Сборник статей и очерков. — М., ИЭА РАН, 2011
12. Забылин М.М. Русский народ. Его обычаи, обряды, придания, суеверия и поэзия (репринт). - М., "Книга Принтшоп”, 1990
Подписывайтесь на статьи о народных традициях, группа "Праздьнъ в традиции": ВКонтакте Фейсбук Телеграм
#велес #праздник #святки #язычество #корочун #карачун #коляда #солнцеворот #бадняк #сварожич