Найти в Дзене

Женщина, которая придумала "финансовую пирамиду"

Имя создательницы «кассы вкладов» – прообраза современной финансовой пирамиды, испанки Балдомеры Уэторет малоизвестно. Однако она на 50 лет опередила итальянца Чарли Понти, который считается изобретателем денежной ловушки.

Удивительная женщина жила в XIX веке – Балдомера Ларра Уэторет, прозванная «матушкой бедняков».

Вряд ли детство Балдомеры, ее сестры Аделы и брата Луиса Мариано было безоблачным при отсутствии кормильца в семье. Вдовствующая мать обратилась за помощью к королеве, которая помогла устроить мальчика в религиозный колледж. Девочки остались с матерью.
Повзрослев, дети начали строить жизнь как умели. Адела покорила сердце короля Амадея Савойского. Увидев красавицу в театре, король передал ей корзину цветов с запиской «от одинокого итальянца». Те два года, что король находился на троне Испании, Адела была его любовницей. Луис Мариано унаследовал отцовский дар и стал известным автором либретто. А Балдомера вышла замуж за придворного врача Карлоса де Монтемайора и занялась воспитанием детей. Однако в 1874 году Балдомера осталась одна. С приходом на трон короля Альфонса XII ее муж – поклонник французского двора – был удален со службы и, бросив семью на произвол судьбы, уехал в испанскую колонию на Кубе.

-2

Когда женщина остается с детьми без мужской поддержки и нужно бороться за выживание, она способна на многое. Ни брат, ни сестра не пожелали помочь бедной родственнице – не престало благородным особам с нищими знаться. Балдомера была вынуждена обратиться к ростовщикам, выплачивая драконовские проценты. Вот тут-то
ей и пришла в голову блестящая идея: попросив у соседки в долг унцию золота, она пообещала через месяц вернуть две унции. И вернула. Соседка, разумеется, рассказала о «чуде Балдомеры» всем знакомым и полузнакомым кумушкам. И народ, пожелавший удвоить свои золотые монеты, потянулся к гостеприимному дому Балдомеры на поле чудес. Не правда ли, многим такая ситуация, к несчастью, хорошо знакома?

Приходившие клиенты упрашивали сеньору повторить такое же чудо с их деньгами. И Балдомере пришлось согласиться, дабы не разочаровывать бедных людей. Не сомневайтесь, через месяц вкладчики получили свои деньги назад в двойном размере, а слух о чуде пополз по всему Мадриду. Так возникла «Касса вкладов». Правда, процент снизился до 30%, но и эта цифра ошеломляла. Не вложив ни копейки, Балдомера исправно выплачивала клиентам вклад с процентами... из денег новых посетителей. Классическая ныне пирамида была создана. Ежедневно перед домом симпатичной и приятной бизнесвумэн выстраивались очереди из жаждущих быстрого обогащения. Многие забирали проценты и оставляли основной вклад, другие через месяц оставляли и вклад, и проценты. Были и такие, что просили ссуды, и она никому не отказывала, казна была полна.

-3

Ее прозвали «матушкой бедных», ее боготворили, о ней в народе слагали песни и писали в европейских газетах. Непрерывный поток клиентов заставил Балдомеру трижды менять дом и арендовать офис. А снежный ком все рос и рос. Многие подозревали ловушку, задавались вопросом, какие инвестиции «матушки» позволяют выплачивать столь высокие проценты? «Это мой секрет, – лукаво улыбаясь, отвечала Балдомера, – когда-нибудь вы узнаете и удивитесь, насколько все просто». А на вопрос по поводу гарантии, сеньора отвечала со всей торжественностью: «Вот она – виадук», указывая на 23-метровый виадук над улицей Сеговия в Мадриде – излюбленный мост самоубийц.

Ходили слухи, что она якобы владеет богатыми месторождениями в Перу. Однако официальные банки и биржа не желали терпеть конкуренцию. Заговорили о скором банкротстве Балдомеры, началась кампания травли в периодических изданиях. Следовало посеять сомнение и недоверие. Народ лихорадило, хотя изобретательница финансовой пирамиды продолжала скрупулезно выплачивать клиентам все, что им причиталось. Общая сумма денежных средств, прошедших через кассу «матушки», достигла немыслимых размеров – более 20 миллионов реалов от тысяч вкладчиков. В ту эпоху просто головокружительные цифры! Да уж, головокружение клиентам было обеспечено, когда в 1876 году по приказу судебных органов мадридского района Ла-Латина полиция провела обыск в офисе кассы вкладов, находящемся в здании небольшого театра «Испания» на площади Пласа-де-ла-Паха. Вкладчики грудью встали на защиту кассы, не желая давать в обиду «матушку бедных». Результат обыска – 179 реалов в сейфе, да кучка испуганных служащих, не имевших ни малейшего понятия о природе финансовых операций «матушки» и выполнявших, в основном, обязанности писцов.

-4

Балдомеры, конечно, и след простыл. Еще накануне вечером, почувствовав, что тучи сгущаются, она показалась в театре, дабы успокоить особо мнительных. А вот конца спектакля не дождалась и домой из театра уже не вернулась. По слухам, она отплыла в Англию. Мошенницу разыскивала полиция многих европейских стран, а она обосновалась во Франции, где жила тихо и спокойно, разумеется, под чужим именем. После того, как на нее заявила обиженная увольнением служанка, догадавшаяся о темном прошлом сеньоры, Балдомера перебралась в Швейцарию, а позже снова вернулась во Францию. В 1878 году французская полиция получила анонимное письмо, в котором сообщался адрес Балдомеры. По слухам, письмо написала Адела – родная сестра преступницы. При задержании дама убедительно настаивала на том, что знать не знает никакой Балдомеры, просто все испанки – на одно лицо. Даму, наверно бы и отпустили, но на ее несчастье в Париже находились трое бывших вкладчиков. Узнав об этом, дама вскричала: «Ну да, это я, пусть меня осудят, я устала от той жизни, которую вынуждена вести!» В 1879 году суд приговорил мошенницу к шести годам тюремного заключения. В свое оправдание Балдомера заявила, что вынуждена была бежать, потому что из-за войны, объявленной ей журналистами, вкладов стало меньше, и оказалось, что нечем выплачивать проценты. Через два года верховный суд ее помиловал благодаря кампании, организованной в ее поддержку бывшими вкладчиками, от простого люда до аристократов.

-5

После освобождения Балдомера то ли уехала к мужу на Кубу, то ли отправилась в Аргентину, то ли ее приютил брат Луис Мариано, с условием, что она изменит имя и фамилию, дабы сплетни, создавшие массу проблем семье Ларра, постепенно забылись. Все-таки и покойный отец – известный писатель, поэт и журналист, да и сам Луис – не последний театральный автор. Но их известность в те годы была ничем по сравнению с известностью «матушки». Как бы то ни было, некая тетушка Антония прожила остаток жизни тихо и незаметно в семье Луиса Мариано и также незаметно скончалась. Когда это случилось и где она похоронена, история умалчивает.

Как бы то ни было, именно ее метод вдохновил господина Понти на его знаменитые пирамиды.
Автор читал
http://www.mestovstrechi.es/