Найти тему
Татьяна Монтессорит

Что на самом деле влияет на умение ребенка оценивать себя и свою работу

"Если не ставить ребёнку отметки в школе, то как он научится оценивать себя, свою работу, свою жизнь и всё вокруг? Как он подведет итог своей жизни?" - спрашивали меня, когда я говорила, что оценки детям не нужны.

Этот вопрос долгое время мне не давал покоя. Интуитивно я чувствовала, что отметки тут не при чём. От того, что кто-то даёт ребенку или взрослому оценку не происходит рефлексия, внутренняя оценка себя или происходящего.

Как вариант у человека могут возникать образы людей, которые оценили бы эту ситуацию, поведение, эмоции. Как будто включаются разные роли и мы предполагаем, как люди будут реагировать. Затем выбираем стратегию. Но это не совсем о нас, а о том опыте, который был с этими людьми и их оценках происходящего.

Как же тогда ребенку научиться рефлексировать, определять, что важно для него? Что ему подходит, а что чужое, лишнее и вообще не о нём и не о его жизни?

Вопросы.

Не отметка запускает рефлексию, а ВОПРОСЫ! Открытые вопросы и слушание. Когда взрослый спрашивает, а потом слушает. Не перебивает, не корректирует, не правит. Взрослый слушает и в конце благодарит за то, что ребенок поделился.

Я уверяю вас этого достаточно, чтобы ребенок научился анализировать и свою жизнь, и выполненную работу, и происходящее вокруг.

Благодарю за ❤ и репосты.

Если хотите узнать, какие вопросы пробуждают у детей способность к рефлексии, ставьте + в комментариях. Я подготовлю для вас вопросы из своего опыта работы с детьми.

Что для вас означает школьная отметка? Как считаете для чего она нужна?

Продолжение здесь