Если вы пресытитесь игровым кинематографом, если он утомит вас чрезмерной эмоциональной вовлеченностью, отдохните разумом и душой на псевдо-документалистике — жанре интеллектуальном и ироничном, предлагающем зрителю игру ума, вместо непосредственных переживаний.
Вот три остроумных фильма, в которых глубоко ироничное содержание изящно упаковано в форму «документального» исследования:
«Падения» (The Falls). 1980 год. Режиссер Питер Гринуэй.
Первый полнометражный фильм Питера Гринуэя содержит в себе явную отсылку к «Птицам» Хичкока: фантастический триллер о загадочных нападениях птиц Гринуэй превратил в нарочито сухой и бесстрастный рассказ о девяносто двух людях, пострадавших от «Загадочного Ожесточенного Воздействия».
Зрителю представлен небольшой фрагмент из, якобы, существующего полного списка жертв, со скрупулезным перечислением симптомов и последствий, вызванных таинственным феноменом «ожесточенного воздействия». Педантично составленные списки вымышленных фактов, наукообразная систематизация намеренного абсурда и установление мнимых причинно-следственных связей между никогда не существовавшими явлениям, стали излюбленным художественным приемом Гринуэя, и он еще не раз пользовался им в более поздних картинах. В том числе, в эпичной трилогии «Чемоданы Тульса Люпера» (2003-2005 годы). Между прочим, главный герой «Чемоданов» - вымышленный писатель и ученый Тульс Люпер, которого Гринуэй называет своим alter ego - упоминается и в «Падениях».
Отбросьте привычные ожидания от кино, запаситесь непредвзятостью, примите предложенные автором условия игры, и «Падения» станут самым необычным фильмом, который вы когда-либо видели. Как-минимум, вы никогда его не забудете, и не перепутаете ни с каким другим. Фильм можно найти в сети на русском языке в качественной озвучке.
«Зелиг» (Zelig). 1983 год. Режиссер Вуди Аллен.
Фильм-мистификация, рассказывающий историю вымышленного человека по фамилии Зелиг. Фильм снят в форме документальной биографии, по всем канонам американской кинодокументалистики. Фрагменты мастерски сфабрикованной «кинохроники» - на которых мы видим Зелига рядом с Гитлером, Чаплином, Линдбергом, Элем Капоне и другими выдающимися деятелями XX века — перемежаются интервью с людьми, знавшими Зелига лично, с очевидцами важных событий его жизни.
Согласно фильму, Зелиг прославился как мастер социальной адаптации — способность приспособиться к окружению достигла у него степени настоящей мимикрии: он становился черным в окружении негров, толстым среди толстяков и начинал прекрасно играть на музыкальных инструментах рядом с выдающимися исполнителями.
Как можно догадаться, роль Леонарда Зелига исполнил сам Вуди Аллен. Главную женскую роль сыграла Миа Фэрроу, на тот момент — жена режиссера. В качестве «экспертов» в фильме снялись реальные писатели, психологи, критики. Например, Сьюзан Зонтаг, Сол Беллоу и Бруно Беттельгейм. Их участие добавляет мистификации убедительности, усиливает иллюзию документальности. Фильм полон характерного алленовского юмора и смотрится очень легко. Это одна из лучших комедий в обширной фильмографии Вуди Аллена.
«Первые на Луне» 2004 год. Режиссер Алексей Федорченко.
Отечественный псевдо-документальный фильм, рассказывающий о космической лунной программе, которая, якобы, разрабатывалась в СССР в 30-е годы, но была закрыта и предана забвению, после первого неудачного запуска. Или удачного?
Фильм иногда с тонкой, иногда с грубоватой иронией обыгрывает клише советского кинематографа, плакатные образы советской героики, а также мифологизированное представление о темных сторонах советской действительности, сложившееся в перестроечный и пост перестроечный период.
Иногда стилизация под документальность выглядит грубовато, советские реалии изображаются уж слишком гротескно, но в итоге мистификация в целом выглядит убедительно и попадает в болевые точки пост-имперского сознания. Недаром после премьеры в прессе, в том числе зарубежной, появились публикации на полном серьезе разоблачающие фильм как фальшивку, потакающую нео-имперским и реваншистским настроениям. Забавно, что «Первые на Луне» получили награду как лучший документальный фильм на Венецианском кинофестивале 2005 года, что уже само по себе характеризует картину как шедевр псевдо-документалистики.
Буду признателен вам, мои читатели, если вы упомянете в комментариях другие достойные внимания, на ваш взгляд, псевдо-документальные фильмы.