Найти тему
Виктор Карпов

Три шедевра псевдо-документалистики.

Если вы пресытитесь игровым кинематографом, если он утомит вас чрезмерной эмоциональной вовлеченностью, отдохните разумом и душой на псевдо-документалистике — жанре интеллектуальном и ироничном, предлагающем зрителю игру ума, вместо непосредственных переживаний.

Вот три остроумных фильма, в которых глубоко ироничное содержание изящно упаковано в форму «документального» исследования:

«Падения» (The Falls). 1980 год. Режиссер Питер Гринуэй.

Первый полнометражный фильм Питера Гринуэя содержит в себе явную отсылку к «Птицам» Хичкока: фантастический триллер о загадочных нападениях птиц Гринуэй превратил в нарочито сухой и бесстрастный рассказ о девяносто двух людях, пострадавших от «Загадочного Ожесточенного Воздействия».

Постер фильма "Падения" Питера Гринуэя. 1980 год
Постер фильма "Падения" Питера Гринуэя. 1980 год

Зрителю представлен небольшой фрагмент из, якобы, существующего полного списка жертв, со скрупулезным перечислением симптомов и последствий, вызванных таинственным феноменом «ожесточенного воздействия». Педантично составленные списки вымышленных фактов, наукообразная систематизация намеренного абсурда и установление мнимых причинно-следственных связей между никогда не существовавшими явлениям, стали излюбленным художественным приемом Гринуэя, и он еще не раз пользовался им в более поздних картинах. В том числе, в эпичной трилогии «Чемоданы Тульса Люпера» (2003-2005 годы). Между прочим, главный герой «Чемоданов» - вымышленный писатель и ученый Тульс Люпер, которого Гринуэй называет своим alter ego - упоминается и в «Падениях».

Отбросьте привычные ожидания от кино, запаситесь непредвзятостью, примите предложенные автором условия игры, и «Падения» станут самым необычным фильмом, который вы когда-либо видели. Как-минимум, вы никогда его не забудете, и не перепутаете ни с каким другим. Фильм можно найти в сети на русском языке в качественной озвучке.

«Зелиг» (Zelig). 1983 год. Режиссер Вуди Аллен.

Фильм-мистификация, рассказывающий историю вымышленного человека по фамилии Зелиг. Фильм снят в форме документальной биографии, по всем канонам американской кинодокументалистики. Фрагменты мастерски сфабрикованной «кинохроники» - на которых мы видим Зелига рядом с Гитлером, Чаплином, Линдбергом, Элем Капоне и другими выдающимися деятелями XX века — перемежаются интервью с людьми, знавшими Зелига лично, с очевидцами важных событий его жизни.

Кадр из фильма "Зелиг" Вуди Аллена. 1983 год.
Кадр из фильма "Зелиг" Вуди Аллена. 1983 год.

Согласно фильму, Зелиг прославился как мастер социальной адаптации — способность приспособиться к окружению достигла у него степени настоящей мимикрии: он становился черным в окружении негров, толстым среди толстяков и начинал прекрасно играть на музыкальных инструментах рядом с выдающимися исполнителями.

Как можно догадаться, роль Леонарда Зелига исполнил сам Вуди Аллен. Главную женскую роль сыграла Миа Фэрроу, на тот момент — жена режиссера. В качестве «экспертов» в фильме снялись реальные писатели, психологи, критики. Например, Сьюзан Зонтаг, Сол Беллоу и Бруно Беттельгейм. Их участие добавляет мистификации убедительности, усиливает иллюзию документальности. Фильм полон характерного алленовского юмора и смотрится очень легко. Это одна из лучших комедий в обширной фильмографии Вуди Аллена.

«Первые на Луне» 2004 год. Режиссер Алексей Федорченко.

Отечественный псевдо-документальный фильм, рассказывающий о космической лунной программе, которая, якобы, разрабатывалась в СССР в 30-е годы, но была закрыта и предана забвению, после первого неудачного запуска. Или удачного?

Кадр из фильма "Первые на Луне" Алексея Федорченко. 2004 год.
Кадр из фильма "Первые на Луне" Алексея Федорченко. 2004 год.

Фильм иногда с тонкой, иногда с грубоватой иронией обыгрывает клише советского кинематографа, плакатные образы советской героики, а также мифологизированное представление о темных сторонах советской действительности, сложившееся в перестроечный и пост перестроечный период.

Иногда стилизация под документальность выглядит грубовато, советские реалии изображаются уж слишком гротескно, но в итоге мистификация в целом выглядит убедительно и попадает в болевые точки пост-имперского сознания. Недаром после премьеры в прессе, в том числе зарубежной, появились публикации на полном серьезе разоблачающие фильм как фальшивку, потакающую нео-имперским и реваншистским настроениям. Забавно, что «Первые на Луне» получили награду как лучший документальный фильм на Венецианском кинофестивале 2005 года, что уже само по себе характеризует картину как шедевр псевдо-документалистики.

Кадр из фильма "Первые на Луне" Алексея Федорченко. 2004 год.
Кадр из фильма "Первые на Луне" Алексея Федорченко. 2004 год.

Буду признателен вам, мои читатели, если вы упомянете в комментариях другие достойные внимания, на ваш взгляд, псевдо-документальные фильмы.