Найти в Дзене
ХроноScio | История и культура

Тогда и сейчас: знаменитый поезд «Восточный экспресс»

Оглавление

У многих пассажирский поезд «Восточный экспресс» ассоциируется лишь с одноименным романом Агаты Кристи. Однако и до выхода в свет известного произведения королевы детектива экспресс уже был знаменитостью, особенно в высших кругах общества, и перевозил в своих уютных купе писателей и актеров, общественных деятелей и правителей. Среди его пассажиров были Мата Хари, Шарль де Голль, Лев Толстой, Франц Иосиф, Агата Кристи, Елизавета II и многие другие. Мы проследим судьбу легендарного состава с момента появления и до наших дней.

Предпосылки

Создателем поезда, соединившего между собой прямым сообщением Париж и Константинополь, был бельгиец Жорж Нагельмакерс. Он родился в семье предпринимателей и инженеров. Молодой Жорж влюбился в свою кузину и вынужден был покинуть семью. Он отправился путешествовать по Соединенным Штатам.

В США на тот момент железнодорожное сообщение процветало. Нагельмакерс понял, что железная дорога может стать мостом между отдаленными точками континента. При этом путешествие станет не только быстрым, но и удобным: в поезде можно обедать в вагоне-ресторане, а в купе – с комфортом отдыхать, не глотая дорожную пыль, как в экипаже. Источником вдохновения для Нагельмакерса послужили железнодорожные составы Пулмана.

Вернувшись в Европу, Жорж решил продолжить дело Пулмана. Заручившись поддержкой видных лиц, в том числе королевского дома, Нагельмакерс приступил к реализации проекта.

-2

Сама идея, что на железнодорожном составе пассажиры смогут добираться от Парижа до другого конца континента, города Константинополя, была революционной. На тот момент в Европе железные дороги были предназначены для переездов на небольшие расстояния или для переброса войск.

Первые рейсы «Восточного экспресса»

В 1872-м Жорж основал Compagnie de Wagons-Lits (букв. «Компания спальных вагонов»). Чтобы обеспечить проезд экспресса через границы, Нагельмакерсу приходилось договариваться с главами государств.

5 июня 1883 г. первый «Восточный экспресс» выехал из Парижа в Вену. До октября Вена оставалась конечным пунктом маршрута. Официально название «Восточный экспресс» закрепили за составом лишь в 1891-м.

Оригинальный маршрут 1883-го был таков:

1. Париж – Джурджу, Румыния (поездом через Мюнхен и Вену);

2. Джуржду – Русе, Болгария (переправа через Дунай на пароме);

3. Русе – порт Варны (поездом);

4. Варна – Константинополь (переправа на пароме).

Сказочный Восток был настоящей мечтой путешественников. Овеянный романтическими слухами о великих султанах, свирепых пашах и прекрасных наложницах, Константинополь был диковинкой и хранителем многовековых тайн. Добравшись до столицы Османской империи, пассажиры «Восточного экспресса» пришли в восторг от стройных минаретов, пролива Босфор и великолепных дворцов и мечетей.

Старый Константинополь
Старый Константинополь

Путешественники остановились в городе на четыре дня и пустились в обратный путь. Вернулись они, к удовольствию Нагельмакерса, в полном восхищении. Поезд попал на первые полосы газет, а компания получила обширное финансирование. «Восточный экспресс» постепенно вышел на регулярные рейсы, по три в неделю.

Рост популярности

В 1889-м поострили новую ветку от Будапешта до Софии. Дорога от Парижа до Константинополя стала беспересадочной и занимала 67 часов. Маршрут был проложен по достаточно диким местам, и путешественники из окон состава могли любоваться горами, лесными угодьями, реками и ущельями. В 1895-м вышел роман «Дракула» Брэма Стокера. В одной из сцен главные герои совершают переезд из Парижа в Варну, преследуя графа.

Живописные нетронутые места таили в себе и опасности. Многие путешественники возили с собой оружие, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох. Но было в истории поезда и реальное нападение: турецкие разбойники захватили состав и потребовали выкуп за заложников-пассажиров. Выкуп был доставлен, и разбойники скрылись.

Маршруты "Восточного экспресса"
Маршруты "Восточного экспресса"

Несмотря на драматичное происшествие, интерес путешественников к составу лишь повысился. В Константинополе открывались новые отели, роскошь которых могла удовлетворить самый взыскательный вкус.

У основателя «Восточного экспресса» Нагельмакерса напротив начались трудности. Он вложился в рискованное предприятие – транссибирскую магистраль. Задуманное не получилось, Жорж накопил долги и разорился. В 1905-м он скончался от инфаркта.

«Компани де Вагон-Ли» пережила кризис. Появились постоянные клиенты, которые не просто путешествовали на поезде, но и использовали его для ведения дел, заключения сделок. Роскошь вагонов позволяла ощущать себя в нем, словно в дорогом салоне. Один вагон был даже забронирован вдовой Вагнера, и поклонник музыканта регулярно проводил в нем концерты.

-5

Первая мировая война и последствия

После убийства наследника австро-венгерского престола разразилась мировая война. «Восточный экспресс» был снят с линии, по железной дороге курсировали военные составы.

В 1918-м в Компьенском лесу близ Парижа было подписано перемирие в бывшем вагоне-ресторане. Многие верят, что этот «вагон перемирия» входил в состав «Восточного экспресса». Это не так, хотя он действительно принадлежал «Компани де Вагон-Ли».

Через четыре месяца состав вернулся в эксплуатацию, курсируя от Парижа до Бухареста. Однако продлилось это недолго: помешали революционные волнения и гражданская война в России. Некоторые поезда и персонал были отозваны и брошены.

Спасением для компании стало открытие в 1919-м Симплонского тоннеля между Италией и Швейцарией, через Альпы. Теперь путешественники могли ездить и в Венецию. Маршрут получил название «Симплонский восточный экспресс» и шел в обход побежденной Германии. Тем временем Османская империя стала Турецкой республикой, а город Константинополь переименовали в Стамбул и лишили статуса столицы. Новый глава страны Мустафа Кемаль (Ататюрк) придерживался прозападной политики и был нацелен на сближение с Европой.

Золотой век «Восточного экспресса»

Период расцвета состава пришелся на межвоенное время. В 1920-х прошла модернизация поезда. Лучшие художественные студии трудились над дизайном вагонов и купе. В состав поезда входил вагон-ресторан и спальные вагоны. Вагон-ресторан служил сердцем общественной жизни: здесь пассажиры встречались, обсуждали новости, делились впечатлениями.

-6

В 1929-м путешественники оказались в непростой ситуации. Зима выдалась очень суровой и снежной. В 130 км от Стамбула экспресс увяз в снегах. За окном стояла температура около -25°С. Продуктовые припасы постепенно закончились, замерзли батареи и вода. Мужчины были вынуждены отправиться в лес на охоту. Через пять дней состав наконец смог продолжить путь.

Роман Агаты Кристи

Королева детектива была активной путешественницей, и действие ее произведений происходит не только в Великобритании. Кристи даже совершила кругосветное путешествие совместно с мужем. Первая ее поездка на «Восточном экспрессе» состоялась в 1921-м и произвела на нее глубокое впечатление.

События ее романа «Убийство в «Восточном экспрессе» вдохновлены ее путешествием на поезде. По сюжету, состав застревает в снегах, и в одном из купе находят тело убитого пассажира. Расследовать дело берется Эркюль Пуаро, случайно оказавшийся в числе пассажиров.

-7

В действительности в «Восточном экспрессе» никогда не происходили убийства. Агата Кристи создала красивую легенду, в которую многие поверили. Ее детектив послужил новому витку популярности поезда.

Вторая мировая война и упадок

В годы войны «Восточный экспресс» перешел в ведение германской компании Mitropa. Составы продолжали курсировать до 1942-го. Гитлер, любивший символизм, вынудил Францию подписать мир в том же вагоне, где было заключено Компьенское перемирие в 1918-м. А в конце войны вагон по приказу нацистского лидера был сожжен.

В послевоенное время подвижные составы находились в плачевном состоянии, восстановление было сложным: вагоны были сильно повреждены и разбросаны по всей Европе. Составы возобновили движение в 1950-м, но уже в качестве не люксовых, а стандартных поездов.

-8

В 1970-х более привычным общественным транспортом стали самолеты. Поезда, включая «Восточный экспресс», уходили в небытие. Миру была интересна не роскошь и комфорт, а скорость передвижения. В мае 1977 г. последний поезд выехал по легендарному маршруту «Париж – Стамбул». Затем большинство вагонов отправились на свалки.

«Восточный экспресс» сегодня

Романтика железнодорожного путешествия по живописным уголкам Европы и сегодня привлекает туристов. И по-прежнему символ роскоши и высокого класса – это «Восточный экспресс».

-9

Часть составов была бережно отреставрирована энтузиастами и пущена на рельсы. Поездка в них – это настоящее путешествие во времени, в эпоху дорогих нарядов и изысканного общества начала XX в. Натуральное дерево, кожа, бархатная обивка сидений, великолепная кухня и санитарные удобства, достойные пятизвездочной гостиницы, – всё выдержано в традициях эпохи. К сожалению, путешествие в этом поезде-отеле мало кому по карману, но желающих всегда хватает.

«Восточный экспресс» остается красивым символом прошлого, мостом, перекинутыми между двумя эпохами, разделенными сотней лет.

________________________

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)