Организация процесса обучения в британских колледжах во многих аспектах достаточно сильно отличается от привычной для нас российской образовательной системы. К примеру, нет понятия класса – каждый студент учится по своей индивидуальной программе, позволяющей максимально раскрыть его способности. Это не значит, что ребенок остается один, многие студенты постоянно пересекаются на одних и тех же занятиях, сгруппированных по предметам; знакомятся на спортивных и/или общественных мероприятиях, в творческих коллективах, а также на территории и в различных заведениях кампуса, в библиотеке или в школьном кафе. Помимо учителей (профессоров) преподающих предмет, британская система обучения подразумевает включенность в процесс также тьюторов и менторов. Сегодня я хочу подробно объяснить, чем работа этих людей отличается от работы обычного преподавателя.
Кто такие ментор, тьютор, и как они помогают студентам учиться?
Самостоятельно сориентироваться в обилии доступных академических предметов учащемуся бывает нелегко. И тогда на помощь приходит тьютор (tutor) – это дипломированный специалист-наставник, сопровождающий студента в процессе индивидуального обучения. Именно тьютор помогает создать наиболее эффективный учебный процесс для студента, подсказывает, какие программы лучше выбрать, чтобы достичь тех или иных целей.
Тьюторы работают в том же департаменте, что и профессора, они проводят личные встречи со своими подопечными, помогая наладить успеваемость. У них можно спросить совета и получить структурированный грамотный ответ. Тьюторы учат навыкам независимого самостоятельного обучения - independent learning, о котором я рассказывала в предыдущих статьях.
В большинстве британских частных колледжей студенты приходят к тьютору минимум 4 раза в год:
· в начале обучения для подбора индивидуальной академической траектории;
· перед первыми контрольными работами;
· после получения оценок для корректировки обучения;
· в конце семестра для подведения итогов и выбора дальнейшего фокуса усилий.
Еще одна задача тьютора – помочь иностранному студенту максимально комфортно внедриться в учебу за рубежом. Он выступает заботливым учителем, помогает выявить сильные стороны и сформулировать четкие карьерные планы в зависимости от интересов.
Помимо тьюторов, в учебной системе Великобритании есть еще и понятие ментора. Менторство – это уже новый профессиональный уровень, интересный старшекурсникам и магистрам в вузах. Ментор – это не профессия, это добровольное начинание. Менторы делятся своим профессиональным опытом в частных беседах, рассказывают об особенностях прохождения стажировок и своих умозаключениях. Ментор поддерживает академические интересы студента и мотивирует его для личностного развития. Менторами часто становятся бывшие выпускники вузов, построившие успешную карьеру. Есть специальные программы, помогающие иностранным студентам найти ментора на определенный срок (от месяца до учебного года). Некоторые британские колледжи имеют менторов в штате.
Студент может иметь одновременно и тьютора, и ментора, и других наставников – и все они заинтересованы, чтобы он успешно адаптировался и смог полностью раскрыть свой потенциал.
Как сказал Аристотель – «The roots of education are bitter, but the fruit is sweet.» (что означает «Корни образования горькие, зато фрукты сладкие»).
Я не устаю убеждать Вас, мои дорогие читатели, что учеба в британском колледже не только открывает перед молодыми людьми реальную возможность поступления в наиболее престижные вузы мирового уровня, но и позволяет им узнать себя, свой потенциал, поставить ясные цели, стать более сильными и уверенными в себе личностями.
Ваш эксперт в сфере образования в UK
Елена Найденова
Группа компаний ICLC Moscow-London
АНОДО "Международный Центр "СОДРУЖЕСТВО"