Что изменится с появлением нового закона о дистанционной работе?
Бунгало на берегу Сиамского залива, вместо рабочего стола - гамак, куча свободного времени и руководство тебя никак не контролирует. Именно так я представлял себе удаленную работу чуть больше года назад. И это не плоды воображения, а рассказы приятелей, которые зимовали в Таиланде, а лето проводили в Петербурге. При этом, работали из дома, неплохо получали и называли себя фрилансерами – свободными художниками, которые трудятся не на дядю, а на себя.
Тогда я немного завидовал, но понимал, что для этого нужно иметь подходящую профессию. Например, графический дизайнер, программист и все что связано с IT. Но в эпоху коронавируса, эти рамки исчезли. Теперь я, так же как миллиарды людей по всему миру совершенно разных профессий, сижу в четырех стенах и работаю удаленно.
Вне правового поля
Концепцию удаленной работы придумали в США в 1972 году. Подтолкнуло к этому развитие информационных технологий и появление Интернета. Правительство законодательно поддержало ноу-хау и даже хотело с его помощью решить несколько острых проблем: снизить транспортную нагрузку в больших городах и трудоустроить население отдаленных сельских районов. Конечно же это не сработало. Тем не менее, до пандемии в США на «удаленке» официально трудились почти 20 миллионов человек. А что в России? В нашей стране, до «ковидных» ограничений, такой вид трудовых отношений был вообще не распространен и находился вне правового поля. По этой позиции даже статистики точной нет. Хотя, скоро появится. Я сейчас про федеральный закон об удаленной работе, который приняли депутаты и подписал президент Владимир Путин. В силу он вступит с 1 января.
19 страниц
Нормативы про «удаленку» уместили на 19-ти страницах. При желании можно познакомиться подробно. Я же выделил основные тезисы:
- сотрудники на «удаленке» получают дополнительные гарантии по оплате труда
- удаленная работа не может быть основанием для снижения заработной платы
- переработки дистанционного сотрудника будут оплачиваться как сверхурочные
- три разновидности дистанционной работы: на постоянной основе, комбинированная занятость и временная удаленная работа
- если работник не выходит на связь больше двух дней, последует увольнение
Есть в документе и еще несколько любопытных пунктов. О переводе на дистанционную работу без согласия сотрудника, это в случае ЧП. И по выплатам тем, кого невозможно перевести на «удаленку». Нововведения комментирует юрист компании hh.ru Северо-Запад Татьяна Нечаева.
— Татьяна, что изменится с появлением этого закона и изменится ли? Ведь на «удаленке» мы с марта, а документ появился только сейчас.
— Здесь двойственная история. С одной стороны, закон действительно догоняет то, что у нас уже произошло, то, с чем мы жили на протяжении долгого периода. Но с другой стороны, этот закон своевременный, так как отвечает на многие вопросы бизнеса, которые накопились. Вносит правовую ясность в отношения между работником и работодателем. Приведу пример. До появления закона бизнес уже использовал понятия дистанционная работа, частичная занятость, но это было незаконно. Это часто приводило к конфликтам и недопониманию между сторонами. Работников устраивали как-то по совместительству, чтобы он частично работал в офисе, а частично дистанционно. А сейчас отношения между работником и работодателем будут выстраиваться по нормативам. Еще один важный пункт – это выплаты сотрудникам, которых нельзя перевести на дистанционную работу. Появился термин «простой», который предполагает компенсацию 2/3 от заработной платы. Раньше работодатель прислушивался к словам президента о сохранении ставки в полном объеме. А это дополнительная нагрузка на бизнес. И тут тоже возникало много проблем и споров. Кто кому и сколько, а главное - за что должен платить. Вины нет ни у того, ни у другого. Сейчас все точки расставлены.
— Закон способен изменить рынок труда? По всем законам жанра, после такой новости должен быть какой-то всплеск. Когда его ждать?
— Он, разумеется, будет. Теперь и работодатель понимает, и опыт доказывает, что мы умеем работать удаленно. Можно принимать сотрудника на работу из другого региона. У бизнеса стало меньше боязни за то, что ждет компанию если работник не будет ходить в офис. Более того, я считаю, что сейчас и фрилансеры пересмотрят свою позицию. Ведь много таких квалифицированных специалистов, которые говорили, - «мы не будем ходить в офис, для нас это важно». А работодатель не знал, как это все правильно оформить. Трудовые отношения не складывались. А сейчас такое сотрудничество станет нормой. И на офисе можно сэкономить. Многое изменится.
— Изменится ли список профессий для дистанционной работы? Раньше были востребованы в основном IT-специалисты. Что нас ждет в будущем?
Я сейчас даже не могу представить профессию, которая предполагает работу в офисе, и которая не сможет перейти на «удаленку». Юристы уйдут на удаленную работу, бухгалтерия научилась работать дистанционно. Здесь очень много вариантов. Вот даже по опыту нашей компании – любой специалист теперь умеет работать из дома. Можно помечтать и предположить, что белые воротнички года через 3 могут все уйти на дистанционную работу. Мы даже делали анализ, чтобы узнать, как себя чувствуют сотрудники. В апреле процент людей, которые готовы были эффективно работать удаленно больше месяца было почти в два раза меньше, чем в сентябре.
«Я здесь живу»
О новом законе и «удаленке» спросим и у петербуржцев. Тех, кто перешел на дистанционную работу вынужденно или осознанно.
Андрей Кокин – финансист международной компании по производству автомобилей. На «удаленке», как и весь офисный персонал компании, - с марта.
— Сложно было перейти на удалённую работу? Сколько занял процесс привыкания? Так, чтобы чувствовать себя уверенно?
— Думаю, процесс еще идет. Пока нащупано хрупкое равновесие. Первые три месяца все надеялись, что это временно, пока не привезли большой монитор с работы. После этого понял, что это надолго. Поначалу сильных сложностей не было, потом начала сказываться гиподинамия, ощущение что весь день (и вечер) проходит в одной комнате. Но есть и плюсы. Все под боком, в квартире удобно, экономишь на транспорте, обедах и офисной одежде, больше спишь и раньше заканчиваешь.
— Будущее за удаленной работой? Или это все временно и как надо пока не работает?
— Факт того, что человек - социальное животное, конечно, не изменить. Будущее за большим процентом рабочих мест с удаленной работой, и вирус ускорил процесс лет на 5. Сейчас наступит кризис, работодатели будут считать деньги, и поймут, что меня можно было бы нанять и в Новосибирске, например, а вас, Алексей, в Смоленске. Общаться мы могли бы удаленно. И платить нам, конечно, можно меньше. Но мне это очень нравится. Можно будет жить в деревне и иметь достойную жизнь, удаленно работая, например, в Москве. Или в Чикаго? В общем, я за «удаленку», это возможности, а воспользуетесь вы ими или нет - это не важно, главное, чтобы они в вашей жизни были.
— Что с переработкой? В этих условиях она сесть? Ее оплачивают?
— На мой взгляд, разницы между переработкой дома и в офисе нет. Если она была раньше, то осталась и сейчас. Я стараюсь в общем-то, заканчивать вовремя, за редкими исключениями. Иначе день начинает расплываться. Этим, кстати, у нас некоторые страдали в первое время, перерабатывая скорее по инерции. Поначалу шутили что все разделились на две категории: я непобедимый и работаю по 14 часов, и вторая - смотрите я дома сфоткал кота в костюме гуся. Как показала практика, лучше всего просто придерживаться обычных офисных часов. Наш работодатель в этом году был очень понимающим, впрочем, как и сотрудники сидящие дома, мы же друг от друга зависим, как это ни странно. Для работодателя это был тоже дикий стресс - так никто никогда не делал, будут ли вообще процессы функционировать, и т.д. А вообще, у нас переработки не приняты и не приветствуются. Все соблюдают рабочий день.
Александра Лисица - редактор ленты новостей двух популярных интернет-порталов. На удаленную работу перешла в 2013 году после рождения ребенка. Возвращаться в офис не планирует.
— Долго привыкали?
— Быстро, потому что новости — это непрерывный процесс, он сам подстраивает тебя под себя, от них не сбежишь, их не проспишь, работал бы нтернет и было бы удобное рабочее место: стол, кресло, стационарный компьютер с большим монитором. Ноутбук у меня стоит «на всякий пожарный» и никогда не используется в кровати. А вот когда весной 2020 года знакомые уходили из офиса и открывали для себя «удаленку» как что-то новое, я была как в том меме: «Ха-ха, я здесь живу!»
— Сложно ли было переключиться психологически? Все же дом - это дом. Мы привыкли разделять зоны и оставлять работу где-то там.
— До выхода на домашний офис я несколько лет работала в прессе «вживую» и подстраиваться, скорее, приходилось под непрерывную жизнедеятельность коллег вокруг. Дома иначе. Мой супруг - тоже «удаленщик», программист, и нам друг другу ничего объяснять не нужно — работа всегда работа, а родительские обязанности мы делим поровну (без этого «удаленка» складывалась бы тяжело, особенно с младенцем). Во время дистанционных школы и сада мы, конечно, чуть-чуть взвыли, но сейчас милосердная память убирает это за занавес. А в «нормальной» жизни дети давно привыкли к ритму - вот родители сидят, работают, а вот встали, поиграли, выслушали их удивительные истории. Трудно было только печатать новости одной рукой, кормя младенца, все остальные тяготы «удаленки» типа сложно сосредоточиться, по сравнению с этим меркнут.
— Скучаете по коллективу, офису?
— Я абсолютно влюблена в домашний формат и скучаю только по разговорам с коллегами у кулера. Зато не скучаю по дороге на работу.
— Про закон об удаленной работе слышали? В вашей жизни что -то изменилось в связи с этим?
— Он ничего для меня не изменит, все останется как есть. Но уверена, что после «локдауна» многие организации пересмотрят размеры своих офисов и отправят на «удаленку» или частичную «удаленку» сотрудников. По крайней мере, медиа, наверняка, теперь будут работать иначе.
2020-ый уходи!
В общем, с 1-го января нового года все будет по-другому. Теперь «удаленка» – это полноценная работа по трудовому договору. Выполнять ее можно хоть на пляже под пальмами, главное - держать связь с руководством. А еще бы исчез коронавирус, сняли ограничения и открыли границы. Было бы совсем здорово.
Материал на нашем сайте: «Удаленка» — не «продленка»: работать всё равно придется
Автор: Алексей Бахарев
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка