О пророке Науме и в церкви, и в народе знают мало. Родился за 7 веков до Христа, написал книгу, предсказывающую падение города Ниневии и Израильского царства за грехи, беззакония и хулу на Бога. Всё по словам пророка сбылось в свой черёд. А умер он рано, в 45 лет всего, и покой нашел в своей родной земле.
Мало знают люди о жизни святого, да имя у него больно звучное, наш человек сразу присказку придумал. Наум – на ум. «Пророк Наум наставит на ум». «Пророк Наум и худой разум на ум наведет», – говорили в народе и молились святому о вразумлении в трудных делах да о помощи в учении.
Это нынче в школу все в один день идут. А раньше не так было. Мало того, что не каждый мог позволить отдать детей в обучение грамоте – дорого. Так ещё и хлопоты по хозяйству, где рабочие руки никогда лишними не бывают, своего требовали. Вот и получалось в старину: одни детки в августе начинали учиться, другие – в сентябре, третьи – на Козьму и Демьяна (14 ноября), а иные и в Наумов день.
И не просто с букетом в школу приходили, а целый спектакль разыгрывали. Вот как это было…
Родители загодя договаривались с местным дьяком (раньше всё больше церковные служки грамоте учили) и в назначенный день всем семейством шли в церковь. Отстояв обедню, просили послужить молебен святому покровителю учения – пророку Науму. Чтоб благословил он будущего ученика, наставил к разумению грамоты.
Вернувшись домой, накрывали стол и ждали к назначенному часу учителя. Когда тот приходил, встречали его всяческими почестями, как самого дорогого гостя, сажали в красный угол, на почётное место. Отец семейства за руку подводил дитятю к учителю, кланялся, просил научить его уму-разуму, а за леность по всей строгости с ним обходиться. Мать всё это время должна была стоять да плакать, а новоиспеченный ученик – три раза земно поклониться учителю да достойно выдержать от него три удара плёткой. Благо удары были больше напоказ, совсем лёгонькие и незаметные. Это уж потом за провинности в классе могли и на горох в угол поставить, и розгами наказать, а в первый день да при родителях никто не смел. Суровые времена были.
Как прошло первое испытание, начиналось другое. Мать давала дитяте костяную указку и сажала рядом с учителем. Открывалась книга и звучало велемудрое «аз-буки-веди»… Тяжело материнскому сердцу было видеть такую науку, потому со слезами просила она не морить кровиночку грамотой, а сама активно пододвигала гостю всякие угощения. Тем и кончался обряд. Посидев хорошенько за столом, получив подарков от всех, шёл учитель домой да ждал на следующий день ученика всерьез учиться.
Старики, удовлетворенно кряхтели – всё честь по чести было, как положено начали. А сами стращали внучков, вспоминая детство: «Аз, буки и веди страшат, что медведи», «Аз – били меня раз; буки – набрался муки», «Аз, буки – бери указку в руки; Фита, ижица – плетка ближится».
Пугали да шли за погодными приметами смотреть.
Северный ветер сулил похолодание, как и плывущие против ветра облака. Мерцающие на небе звёзды или луна в красноватом круге – быть вьюге. Ещё и собачий лай глухо слышно, точно снегопад будет. А вот если зайца, жмущегося к жилью, приметили – ясный и морозный день жди. Прибегал косой погреться.
В Наумов день месяц «на спинке лежит» – потеплеет, а если «в рукавицах стоит» (со световыми столбами по бокам) – к стуже.
Поглядим и мы, что нам погода сулит. Да пророка Наума хоть про себя попросим, чтоб и нас на ум-разум наставил.