Мираж социальной направленности поправок в Конституцию развеялся
Не зря в народе говорят, что цыплят по осени считают. Нынешняя осень ещё раз подтвердила справедливость этой пословицы. Речь не о цыплятах в буквальном смысле слова, а о поправках в Конституцию.
Считалось, что, среди поправок, которые было предложено поддержать электорату, поправки, нужные власти, «приправлены» и такими, которые окажутся полезными рядовым людям, как-то улучшат их жизнь. Однако наступила осень, и единороссовское большинство Госдумы принялось штамповать законы, которые призваны закрепить поправки в интересах лично господина президента и вертикали власти в целом. А вот о внесении законопроектов, которые были бы нацелены на реализацию «социальных» поправок, что-то не слышно. Ведь не считать же таким проект закона о новой методике расчёта ПМ и МРОТ, принцип которой, как я уже писал («Российская власть в борьбе с бедностью сделала новый шаг… на месте»), - чтобы с этих пор по-новому оставалось всё по-старому.
Но, если разобраться, другого и ждать было нельзя. Дело в том, что те «социальные» поправки в Конституцию, которые сулили что-то конкретное, не давали людям ничего такого, чего бы у них и без того не было.
«Осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом».
Но индексация пенсий и прежде проводилась не реже одного раза в год, проблемы возникали с её размером. И поправка их не решает, поскольку не предусматривает гарантированного минимума индексации. Так что принятие этой поправки отнюдь не исключает того, что случилось в 2016 году, когда власть, приняв соответствующий федеральный закон, украла у среднестатистического пенсионера порядка десяти тысяч рублей в год, проведя индексацию пенсий не на величину прошлогодней инфляции - 12,5%, а на 4%.
«Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации».
Но и здесь поправка ничего не даёт людям, поскольку этот принцип был законодательно установлен как «подарок» Путина перед последними президентскими выборами.
«В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат».
И опять же нет упоминания, о том, какой минимально допустимый размер индексации гарантирует государство (понимай: власть). Значит и тут принятие поправки в Конституцию не гарантирует малообеспеченных людей от повторения истории 2015 года, когда партия власти в Госдуме приняла федеральный закон, отменяющий индексацию социальных выплат на величину прошлогодней инфляции.
А некоторые «социальные» поправки просто являют собой пустое словоблудие.
Вот такой образчик «заботы» о пожилых людях: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование…».
Нет ни намёка на то, что гарантом пенсионного обеспечения граждан России является государство, напротив, из текста поправки следует, что гарантом оказывается «солидарность поколений». С этой позиции некоторое повышение пенсий одним пожилым людям за счёт части средств, отнятых при повышении пенсионного возраста у несколько менее пожилых людей, можно рассматривать именно как проявление «солидарности поколений». Правда справедливости тут и близко нет.
А вот образчик «заботы» о молодёжи: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».
Как видите, и здесь всё то же: всестороннее духовное и нравственное развитие провозглашается важнейшей задачей воспитания, но власть (государство) фактически устраняется от него, перекладывая воспитание на семью.
Правда, в статью 72, в которой речь идёт о тех задачах, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, сделана поправка, включающая среди прочих подобных задач и такую: «…создание условий для достойного воспитания детей в семье». Но и тут нет хотя бы намёка на то, какие именно условия для достойного воспитания в семье должны обеспечивать Российская Федерация вкупе с субъектами РФ. А ведь эта проблема куда шире, нежели материальные условия жизни семей с детьми, и решить её социальными пособиями невозможно. Большинство семей к концу третьего десятилетия существования постсоветской России очевидно не готово самостоятельно дать своим детям такое воспитание, которое обеспечило бы им всестороннее духовное и нравственное развитие.
Так что, если стряхнуть словесную шелуху, содержащуюся в «социальных» поправках в Конституцию РФ, то окажется, что рядовые люди, поддержав предложенные властью поправки, для себя не получили практически НИЧЕГО.
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород