Найти тему

Сильвийские ворота Дворцового парка

Как купить тур он-лайн дешевле

Сильвийские ворота – одно из наиболее примечательных строений Дворцового парка. Его отличают структурная четкость, поэтичность и уравновешенность. Строительство ворот относят к 1792-1794 гг. Автор Сильвийских ворот – архитектор В. Бренна, строительство ворот велось под руководством К. Пластинина.

Сильвийские ворота – это как бы приглашение в Сильвию. Работая над проектом Сильвийских ворот, Бренна, вероятно, исходил из того, что это не парадно-триумфальное сооружение в отличие от Березовых, Адмиралтейских ворот или портала «Маска», а ворота, открывающие вход в таинственную глубь леса – «сильвию». Следовательно, из этих соображений архитектором была выбрана композиции, масштаб, трактовка скульптурного и архитектурного украшения.

В этих воротах использовано известное классицистическое построение, когда пилоны фланкируют арку проезда с замковым камнем-маскароном и низким архивольтом. Пилоны между собой связываются гладким антаблементом, над ним идет профилированный карниз. Треугольный фронтон с профилированным обрамлением закрепляет композицию. Но, избрав классическую композиционную схему, Бренна внес в это сооружение свои детали и нюансы, которые и определили его оригинальность.

У Сильвийских ворот нет фриза и выделенного архитрава. Фронтон в связи с этим кажется как бы надетым сверху, что придает воротам массивность и приземистость. Ширина ворот составляет 7,3 м, высота до вершины фронтона – 7,6 м. Такое соотношение сторон, практически соответствующее квадрату, создает впечатление уравновешенности и мощи.

Обобщенности архитектурных форм Сильвийских ворот соответствуют тонко выверенные детали декоративной и композиционной проработки. Лицевая сторона пилонов, начиная от цоколя, выделяется широкой рамкой прямых линий. Верхнюю часть арки, соответственно выемкам по углам пилонов, окаймляет двойная профилированная накладка, ее концы, подобно кистям, свисают по сторонам арочного пролета. Подобный художественный прием придает Сильвийским воротам сходство с рамой живописного полотна с запечатленном на нем пейзажем. Это впечатление еще более усиливается, если смотреть на ворота со стороны Дворцового парка, поскольку отсюда видна медная доска, которая вмонтирована в тимпан фронтона. На ней выгравирована надпись «Сильвия», которая издалека смотрится как надпись с названием на раме картины.

Ворота украшает горельефная маска с изображением мифологического лесного жителя Сильвана. Она является одновременно и замковым камнем, который отмечает среднюю часть изгиба архивольта, и знаком-символом гатчинского Дворцового парка. С необычайным мастерством и чувством материала воспроизведены мастером широкое скуластое лицо с невысоким лбом, над которым нависают в тяжелых завитках густые волосы, странно расставленные глаза, плотно сжатые губы и маленькая кудрявая бородка. Неизвестный скульптор вложил этот элемент декора живую образность и одухотворенность. Удивительно и выражение этого таинственного лица лесного жителя – отрешенное и сосредоточенное. Неподвижный взгляд, который смотрит, как бы сквозь время и пространство. Гатчинский лесной дух Сильван – одно из неповторимых произведений декоративной пластики пригородов Петербурга.

Архитектура Сильвийских ворот прекрасно гармонирует с каменной стеной парка, построенной из блоков прямоугольной формы и завершенной выступающей подобно карнизу, плитой. Как и в прочих сооружениях Гатчинского парка, впечатление от нее усиливает фактура пудостского камня и ритмический рисунок горизонтальных и вертикальных швов кладки.

Сильвийские ворота, которые устроены посреди каменной стены, являются одновременно и «окном», и ключом композиции: от них открываются перспективы трех разбегающихся веером аллей. Правая выводит к Птичнику в глубину парка, средняя – к Ферме, левая – к Черным воротам.