Вдогонку подкасту, решил и здесь сказать пару слов о Тверском вокзале, а точнее - о двух его ипостасях. “Новое” здание начали проектировать еще в 1970-ые, а окончательно открыли только в 1991. И это кромешный мрак.
Окей, любители советского модерна, конечно, скажут, что здание шедеврально, возможно использует элементы “брутализма”, и даже укажут на зимний сад и оригинальную зодиакальную мозаику, но осмелюсь высказать свое дилетантское мнение - это убогая и ужасающая махина из мышино-серого бетона, с башней, напоминающей Око Саурона в Мордоре. Оно некрасиво визуально и неудобно в быту. Это, субъективно, один из самых стрёмных вокзалов, которые я видел в своей жизни.
Но вот за что следует сказать авторам проекта спасибо, так это за сохранение старого здания вокзала, построенное еще для Николаевской железной дороги в XIX веке по проекту академика Рудольфа Андреевича Желязевича (с такой фамилией, не удивительно, что он неоднократно участвовал в проектировке зданий, связанных с железной дорогой). Оно сейчас является эдаким островком посреди моря железнодорожных путей и соединяется с железобетонным монстром подземным переходом.
Это классический для XIX века “дебаркадер” (как их тогда называли) - обаятельное зданьице с элементами византийской и флорентийской архитектуры, со скругленным фасадом и крытыми галереями, покоящимися на изящных чугунных колоннах.
Понятное дело, что значительная часть интерьеров (с каминами, дубовым паркетом, зеркалами и мрамором) была утрачена в XX веке - хотя недавно внутренности вокзала постарались немного приблизить к историческому облику, получилось все равно довольно РЖД-шно.
У западной части, перед перроном пригородных электричек, разбит небольшой сад.
И вот вся эта изящная красотень настолько контрастирует с монструозным новым зданием вокзала, что невольно заподозришь архитекторов Ленгипротранса в идеологической диверсии и авторском высказывании на тему взаимоотношений империи и советского союза. Да не, бред, конечно.