Найти тему
Жизнь VS Кино

Утро понедельника – такой Венеции вы точно никогда не увидите

Оглавление

Когда-то во ВГИКе учебная короткометражка студента Отара Иоселиани произвела такое впечатление на преподавателя, что после её просмотра он обратился к присутствующим в зале со словами "Встать! Родился художник."

Эта была "Акварель" – ироничная притча с простым сюжетом. Пьяница муж крадёт у жены заработанные стиркой деньги, сбегает из дома, жена пытается его догнать. Погоня приводит их в картинную галерею, где им неожиданно попадается картина, на которой изображён их дом. Экскурсовод, его играл сам Иоселиани, рассказывает посетителям вернисажа о том, как художнику удалось передать, какие прекрасные люди живут в этом уютном доме, и какая у них замечательная жизнь... Муж и жена потрясены. Они неожиданно видят себя и свою жизнь глазами художника и этот взгляд их преображает, делает облагороженной версией самих себя. В их диалоги исчезает крикливость и злость, на лицах появляются дружелюбие и осмысленность.

Все фильмы Отара Иоселиани такие, как эта нарисованная художником "акварель" – они возвращают нам улучшенную копию нас и окружающего мира. Они всегда о радости жизни, о том какая на самом деле красота скрывается за привычной обыденностью. Не зависимо от того, где происходит их действие, а Иоселиани "человек мира", он снимал кино в Грузии, Франции, Африке.

Утро понедельника / Lundi matin (2002) реж. Отар Иоселиани

Кадр из фильма "Утро понедельника"
Кадр из фильма "Утро понедельника"

Герой фильма будто бы художник, оставшейся за кадром "Акварели". Тот, кто нарисовал ту картину.

Он живёт во французском захолустье, работает сварщиком на унылом химическом заводе. Рисует вечерами после работы. Его дом, если приглядеться, похож на замок, правда сильно обветшавший. А его родня, - отпрыски старинного аристократичного семейства. Однажды, не выдержав заводской и домашней рутины, он сбегает из дома как ребёнок. На подаренные отцом деньги отправляется рисовать в Венецию, где знакомится с такими же, как и он, с виду обычными людьми, которые при ближайшем рассмотрении оказываются носителями истинного духа этого города. И в итоге получает удивительный подарок - Венецию, которую никогда не увидит ни один турист. А так как деньги у незадачливого путешественника крадут в первый же день, чтобы вернуться домой, ему приходится временно стать матросом.

Кадр из фильма "Утро понедельника"
Кадр из фильма "Утро понедельника"

Кино Иоселиани - это своего рода продолжение творчества великого Жака Тати, который в своих фильмах зачарованно наблюдал встречу старого и нового мира - эпохи тихих двориков, в которых все были знакомы и проводили вместе вечера и праздники, с эпохой железобетонных бизнес-центров, безликих корпораций и унылых "химических заводов", одинаково уродующих пейзажи всех стран мира.

В "Утро понедельника" этот железобетонный, извергающий в небо ядовитые дымы, мир уже наступил окончательно. Но к счастью, разнообразные и прекрасные чудаки существуют вопреки его унылой безысходности. И все они – герои "Утро понедельника". Причем самые настоящие, в фильме нет ни одного профессионального актера. В роли главного героя снимался французский кинопродюсер Жак Биду.

Кадр из фильма "Утро понедельника"
Кадр из фильма "Утро понедельника"

Это удивительно простая и красивая история. О силе привычного и обыденного, о доме, семье, которые как якорь удерживают человека, не позволяя сгинуть в пучине невзгод. Ничего особенно вроде не происходит - в кадре будто жизнь. Но жизнь, увиденная Отаром Иоселиани. Он видит особое очарование французской провинции, настоящую нетуристическую Венецию и удивительных людей, живущих повсюду. Мужчин, которые каждый день отправляются на унылые и одинаковые в разных странах мира "химические заводы". Женщин и детей, встречающих их дома. И как из всего этого складывается жизнь - временами грустная, временами прекрасная, полная неожиданных, завораживающих глаз и душу мгновений.

Кадр из фильма "Утро понедельника"
Кадр из фильма "Утро понедельника"

Диалогов минимум - приветствия, бытовые разговоры. И, как всегда, у Иоселиани, юмор в каждом кадре. А сам автор собственной персоной в роли потрясающего венецианского мистификатора.

Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться

Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino