Эта статья — вторая часть моей рубрики о пейзажистах. Здесь я расскажу о том, как трансформировался пейзаж в эпоху классицизма, какие приемы использовал Никола Пуссен в своих пейзажах, как этот жанр отражал философию классицизма.
Ссылка на первую статью рубрики. (Начинать нужно с начала, здесь я рассказываю о пейзаже эпохи барокко).
Детство и начало творческого пути
Классическая история: точная дата рождения гения неизвестна, так как церковные книги были утеряны. Биография Никола собирается по кусочкам благодаря написанным им письмам. Отцом Никола был выходец из семьи нотариуса Жан, а матерью — Мари де Лезман, родом из разбогатевшей крестьянской семьи.
Мировоззрение юного Пуссена перевернулось после того, как он посетил Лувр. Картины Леонардо да Винчи, Тициана и Рафаэля поразили его и заставили всерьез взяться за художественное дело.
Родители были против увлечения сына, поэтому в 18 лет юноша сбежал в Италию.
Карьера пошла в гору. В 1640 году о Никола Пуссене прослышали во Франции. Людовик 13 пригласил художника ко двору. Некоторое время Никола Пуссен был придворным живописцем, но затем снова вернулся в Италию. Там он и жил до конца своей жизни.
Немного о творчестве
Никола Пуссен — основоположник класицизма в жиивописи. Именно он обратил свой взгляд к прошлому — к Ренессансу.
Ранние картины написаны на религиозную или мфологическую тематику. При чем, интересны и методы работы Пуссена: он делал довольно схематический набросок, когда идея только появлялась, а затем штрудировал всю литературу по теме, добиваясь того, чтобы его произведение соответствовало первоисточнику.
Колоссальная работа производилась со световой палитрой и гармонией цветов. Она также изменялась с годами. В 1640 году произошел «перелом» и от достижения эффекта натурального освещения (которое подразумевало использование лессировок, широких мазков, рефлексов).
Лессировка — нанесение полупрозрачных красок на основной цвет, что помогает создать цветовые переливы и насыщенность.
Рефлекс — оптический эффект отраженного света, изменение тона или интенсивности окраски в результате освещения предмета.
Никола Пуссен пришел к тому, что пытался выделить чистый цвет. Тени он передавал одной и той же краской, изменяя лишь ее тон.
При чем тут пейзажи?
К пейзажам Пуссен обратился в поздний период своей жизни. Самым знаменитым здесь является цикл «Времена года». Однако пейзажные элементы очень часто встречаются на картинах мастера. Они могут сказать многое об эпохе классицизма.
Во-первый это обилие городских или архитектурных пейзажей. Они интересны тем, что перспектива должно очень строго соблюдаться, так как на картинах изображены архитектурные строения. Классицизм — о главенстве разума над природой. Архитектура очень ясно отражает эту идею.
Во-вторых, пейзаж классицизма — это прежде всего каноны, строгий порядок и уравновешенность. После буйного, динамичного барокко пришел классицизм, который выше всего ставил гармонию и правильность. Интересной деталью здесь будет правило «трех цветов»
Это правило говорит о том, какие цвета должны преобладать в пейзаже на переднем, среднем и заднем планах. Например, передний план должен быть выполнен коричневато-зеленым, охристым, теплым оттенком, на среднем уже должны преобладать зеленые холодные тона, а задний план занимает небо с архитектурными строениями у горизонта.
Пейзаж в картинах Пуссена часто выступает декорацией к мифологическому сюжету. Классицизм стал началом академизма (а, как известно, пейзаж считался низким жанром), но пейзажи Никола Пуссена точно отображают основные настроения эпохи классицизма.
Если вам было интересно, читайте первую часть рубрики. Также обратите внимание на краткий очерк истории пейзажа вот здесь.
Для тех, кто интересуется искусством, есть навигация по каналу, где статьи распределены по темам.