Одна из ключевых геополитических проблем конца XX – начала XXI века — нескончаемые военные конфликты на границах распространения ислама. Статистически доказано, что мусульмане ведут себя агрессивнее, чем не-мусульмане, по отношению к своим соседям. Почему так получилось? Что с этим делать?
Первые ростки возрождения ислама
До середины XX века мусульманское влияние на мир и геополитику было крайне незначительным. Бедные и отсталые страны ислама не имели возможности вести войны со своими более богатыми соседями, а иногда и вовсе находились под колониальным давлением западных держав. Однако с недавних пор ситуация изменилась.
Афганистан — первый яркий пример исламского, если угодно, "возрождения". Достоверно известно, что без помощи США афганцы бы, конечно, эту войну не выиграли, но мало кто знает: Саудовская Аравия поддержала Афганистан на сумму немногим меньшую, чем США. Саудиты выделили 3 млрд долларов, а США — 3,3 млрд. Поддержал Афганистан и Пакистан, который выступал в роли посредника и перенаправлял денежные потоки к наиболее радикальным группировкам исламских фундаменталистов.
Таким образом, все мусульманские страны восприняли советско-афганскую войну не как внутренние разборки Афганистана, но как цивилизационное противостояние ислама и православной цивилизации в лице СССР.
Схожая ситуация имела место во время вторжения Ирака, возглавляемого Саддамом Хусейном, в Кувейт. Многие исламские страны под давлением США на первых порах даже выступили против Саддама, но затем быстро сменили сторону и стали поддерживать Ирак — к тому располагало мнение большинства и исламская солидарность. Так, согласно одному из опросов тех времён, из 100 млн индийских мусульман 75% возлагали ответственность за разжигание войны именно на США.
Опять ислам объединился для противостояния внешней угрозе в лице объединённого запада. Плевать, что Саддам Хусейн — тиран. Он — наш тиран. А они чужие, и мы должны их прогнать.
Дальше пошёл настоящий вал конфликтов: распад Югославии и война Боснии с Сербией, Первая и Вторая Чеченские войны, обострение конфликта Индии и Пакистана в Кашмире, Нагорный Карабах, Филиппины — везде, где проходит граница ислама, тлеет очаг войны.
Статистика
И если предыдущей пункт можно назвать демагогией и пространными размышлениями, то статистику обмануть сложно. Давайте посчитаем, сколько конфликтов имели место за последние годы XX века, и сколько из них происходят с участием мусульманских стран.
Есть и немного другая статистика, приведённая газетой the New York Times:
В данном случае — надо отметить — под межцивилизационными конфликтами понимаются конфликты между кардинально разными культурными группами, цивилизациями.
Конфликты внутри подобных групп мы считаем внутрицивилизационными. Конфликты между представителями разных групп — межцивилизационные.
Наконец, интересно посмотреть, насколько военнизированными являются мусульманские страны относительно других:
Ещё пара интересных фактов: за весь XX век мусульманские государства прибегали к насилию при решении кризисов в 53,5% случаев, США — в 17,9%, СССР — в 28,5%
Почему так получается
С тем, что мусульмане в среднем гораздо более агрессивны, чем их не-мусульманские соседи, мы убедились. Осталось разобраться, почему так происходит:
Ислам — религия меча
Пророк Мухаммед — закалённый воин и опытный военачальник. Иисус и Будда в то же время за подобным замечены не были. Кроме того, в мусульманском учении отсутствует концепция сопротивления насилию, зато догматы о необходимости войн с неверными там очень даже есть.
Историческая предрасположенность
Исламские страны большую часть истории были могущественными и сильными, а потому они часто расширяли свои владения и включали в свой состав всё новые и новые территории, население которых мусульманами не являлось.
Взять ту же Турцию: давным-давно она принесла на Балканы ислам, и там заварилась самая настоящая каша из разных конфессий и национальностей. Естественно, что подобные места смешения культур и религий, как правило, более взрывоопасны.
"Неперевариваемость"
Культурные различия между исламом и другими конфессиями слишком велики, чтобы стороны могли понять друг друга. Ислам — абсолютистское вероисповедание: государство, религия и политические институты в мусульманских странах сливаются воедино. И потому договориться с ними трудно.
Например, китайцы, проживающие сейчас на территории Буддистского Таиланда, успешно ассимилировались и подружились с местными, несмотря на ризлчия в культуре. А чуть южнее всё те же китайцы никак не могут найти общий язык с Индонезийскими мусульманами — ну не понимают они друг друга, и всё тут.
Отсутствие стержневых стран
В Исламской цивилизации нет стержневой страны, нет главного, с которым можно было бы совместно решать вопросы. Каждая страна ведёт свою политику, у каждой — свои требования и претензии, и потому они даже между собой не всегда могут договориться.
Сейчас на титул главного претендуют несколько стран: Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Турция и, возможно, Индонезия
Демографический взрыв
Это, пожалуй, самое важное. Корни активизации мусульманского населения по всему миру в том, что его просто становится больше.
Именно этот фактор стал решающим, например, когда в Косово разгорелся конфликт. Ранее бывшее в меньшинстве население из албанцев-мусульман за очень короткий период стало большинством и выдавило Сербов с их родных территорий. Теперь мусульмане требуют прав на новые земли, где они проживают, а Сербы никак не могут их дать — ведь они тут были с самого начала!
То же самое произошло, к слову, в Чечне, где уже много-много лет индекс рождаемости серьёзно превышает средний по России. Мусульман просто стало много, и они захотели больше прав на территории, где проживают. С чего бы им слушать Россию, население которой в регионе никак не представлено?
Ещё один пример: давайте посмотрим, как при повышении доли той или иной группы населения она начинала бунтовать на Шри-Ланке:
А что вы думаете по поводу активизации мусульманского населения? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. Тут будет ещё много интересного!