Выставка «Аввакум. Житие»
Максим Шараев
Красноярск, 2020.
В последний день работы успел на выставку Максима Шараева «Аввакум. Житие». Это страницы его нового большого комикса по мотивам первой в истории русского языка автобиографии «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Гобелены выставлены в главном холле «Центра культурных инициатив».
С брутальной выразительностью графики Максима Шараева вы можете быть знакомы по комиксу «Шанхай. 1949». В «Аввакуме» он использует ту же узнаваемую штриховку, но она каждый раз работает по-другому. Документализм тут отступает на второй план (ещё бы - житие написано в 17-ом веке) и освобождает место для визуальных символов и метафор. Лица и образы выглядят призрачно и невесомо. Тот факт, что гобелены подвешены в воздухе, только усиливает мистическое ощущение.
Выставка слишком скромная, чтобы делать полноценное ревью. Но меня точно радует, что краевое учреждение культуры преодолело комплекс многих российских регионов и не побоялось использовать комикс для серьёзного разговора о русской истории. Персонаж выбран идеально: протопоп Аввакум, самый уважаемый мною представитель православия. В первую очередь за его абсолютную непоколебимость в своей вере. Пишу это с уважением убеждённого атеиста. Слушая проповеди современных клерикалов, создаётся ощущение, что они ищут лайзеки в вере, чтобы оправдать повестку или собственное моральное разложение. Для раскольника Аввакума же компромиссов с богом не существовало. Хотя, лучше чем на Арзамасе, про него мне всё равно не сказать:
“Боролся против модернизации православия, хотя сам, как личность, опережал свою эпоху минимум на столетие. Воинствующий традиционалист в жизни был крайним индивидуалистом. И великим писателем. Автором первой отечественной автобиографии, написанной не на церковнославянском, а на живом русском языке”.
Если вам понравилось поставьте лайк, подпишитесь и расскажите о своих любимых комиксах в комментариях