Сегодня поговорим об уме, разуме и рассудке. Для неверующего человека эти слова кажутся синонимами, и относятся к деятельности головного мозга. Но для христианина – это три отличных друг от друга силы души. Давайте разберём это на примерах. Возьмём толкование слов Христа от святителя Феофана Затворника о том, что мы должны принять Царство Божие, как дети (Лк. 18, 17). Епископ пишет, что рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное, надмевает и отгоняет благодать Божию. Нецерковный человек наверняка возмутится, поняв это высказывание как призыв к слепой вере, принятой бездумно.
.
Но верующему человеку будет виден изъян таких умозаключений, потому что этот упрощённый, примитивный взгляд вызван путаницей с терминами. Так давайте определимся с тем, что христианство понимает под рассудком, разумом и умом. Ум, согласно мнению святых отцов, это орган зрения души вообще. Разум – это библиотека, полка с книгами, мудрость души. Другими словами, это то, через что душа смотрит на мир. А слово рассудок произошло от «рассуждения», а значит это собственно мыслительная деятельность, логика, интеллект. Или, если хотите, это механизм, инструмент.
.
Теперь, когда мы определились с основными понятиями, давайте вернёмся к цитате Феофана Затворника. В ней вера объясняется как сфера иррационального, которая не поддаётся логике, тому самому рассудку. Но в тоже время, вера непременно сопряжена с разумом и умом. Приведу яркий пример. Представьте, что вера – это вкусная ягода, например, земляника. А рассудок – это консервный нож. Для того, чтобы съесть ягоду консервный нож не нужен, он лишний. Но, тем не менее, нужны ум и разум, которые есть в этой метафоре – духовное зрение и опыт, то есть багаж знаний. Зрение (ум) необходимо, чтобы увидеть ягоду в пёстром разнотравье, а опыт (разум) поможет отличить съедобную землянику от, например, ядовитой волчьей ягоды.
.
Тоже самое и с верой. Например, ваше сердце (ум) говорит вам, что вера делает вас лучше, добрее, помогает претерпевать жизненные невзгоды, делает вас ближе к Богу. Ваш жизненный опыт (разум) подтверждает это на конкретных примерах. Но рассудок начинает зудеть: «Да зачем тебе ходить в храм, исповедаться и причащаться, отдохни, у тебя единственный выходной, помолишься дома, этого достаточно. Посты и длинные молитвы – это для фанатиков, живи как все, не обременяй себя». И так далее и тому подобное. Поэтому, что касается веры, рассудок в нашей расстроенной грехом духовной системе оказывается самым слабым звеном. Потому что он оперирует земными категориями, мыслит плотским, а значит, будет протестовать против усилий, чтобы остаться в зоне комфорта. Такие вот дела.