Контртеррористические операции и цветные революции оказали огромное влияние на становление экстремистских организаций, выросших из сформировавшихся в мире многих зон хаоса и проблем с беженцами.
Начало войне с международным терроризмом Соединённые Штаты Америки положили после событий 11 сентября 2001 года. Но благая цель послужила и отправной точкой для дестабилизации обстановки во многих регионах мира. В первую очередь влияние оказали сами контртеррористические операции и сопутствующие им цветные революции. Эти два фактора спровоцировали формирование потоков мигрантов, что обернулось гуманитарной катастрофой и вылилось в значительные проблемы с распространением оружия, наркотрафиком и непосредственно самим терроризмом.
Интересно и то, что до событий 2001 года зарубежные страны не отличались тягой к изучению проблем с беженцами, а понятие «гибридная война» (то есть война без совершения прямого нападения, а путём воздействия на противника посредством скрытых операций в сочетании с элементами кибервойны и поддержкой местных повстанцев) и вовсе не существовало.
Изучением этих вопросов стали заниматься крупные американские и британские исследовательские центры при университетах с мировыми именами. И это не удивительно, ведь причиной возникновения проблемы стали многочисленные военные конфликты с участием стран НАТО. Среди них Афганистан, Ирак, Ливия и Сирия, а также цветные революции в Бахрейне, Алжире, Тунисе, Египте и Йемене. Все эти события придали второе дыхание радикальному исламу, несмотря на победу над одной из крупнейших террористических группировок. А деятельность этих многочисленных незаконных организаций напрямую влияет на формирование потока беженцев.
Сегодня оказанием помощи бежавшим из зоны конфликтов людям занимается Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. Эта организация отвечает за защиту их прав и благосостояния, а так же созданием возможностей для возвращения на родину. Однако всё большее количество разгорающихся сегодня конфликтов по всему миру сводят к минимуму эффективность деятельность УВКБ ООН. Причины же вспыхивающих войн кроются не столько во внутреннем противостоянии, сколько в тайных операциях спецслужб, которыми подпитываются в том числе и финансово экстремистские организации, использующие в своей деятельности методы террора. Эти курируемые спецслужбами формирования западные СМИ зачастую называют «борцами с тоталитарными режимами» и «умеренной оппозицией».
Россия наглядно убедилась в существовании этого взаимодействия во время участия в сирийском конфликте, где неоднократно перехватывались переговоры террористов с представителями спецслужб стран НАТО.
Фактически западные военные зачастую руководили всеми боевыми действиями незаконных бандформирований. Кураторами выступали специалисты из США, Великобритании, Франции, Германии и Израиля. Источниками пополнения разбитых в Сирии группировок некоторое время выступали, например, лагеря сирийских беженцев, расположенные в Турции, Ливане и на территории Европейского Союза. И причины этого не самого логичного возвращения беженцев здесь не в самих сирийцах, спасавшихся от ужасов войны, а в силах, разжигающих конфликт в стране.
Исследования показывают, что среди беженцев всегда есть определённое количество людей, готовых начать участие в боевых действиях, их число варьируется в зависимости от удалённости от зоны конфликта и может достигать 30 процентов. И в первую очередь эти данные интересны именно тем, кто готовит пополнение в ряды террористов. Но тут тоже не всё так уж просто — беженцев ещё нужно убедить воевать. Свою роль здесь играют стеснённые условия, в которых оказываются люди. В ответ на это создаются подпольные «биржи труда», где «доброжелатели» и обрабатывают кандидатов для пополнения террористических группировок. Определённое влияние на этих людей оказывается и посредством различных психотропных веществ. Путь перековки беженцев также сопровождается специально подготовленной и должным образом обработанной информацией. А это не только большие деньги, но и должное техническое оснащение, что не по карману ни одному лидеру незаконных боевых формирований.
Спецслужбы по уже отработанной схеме превращают беженцев в свой универсальный инструмент, который легко использовать в достижении собственных целей.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"