Найти в Дзене
Илюза Сулейманова

"Я всегда держал при себе запас патронов". Ветеран боевых действий рассказал о том, как ему удается выживать в мирной жизни.

-2

Заброшенный поселок Нариманово. Здесь еще теплится жизнь, хотя стоит идеальная тишина. Уже на въезде, а дорога открыта, по ней оставлены следы от колес автомобилей, видно, как из печной трубы одного одиноко стоящего дома тянется дымка. Дом топится, оказывается, здесь живут пастухи, которые работают в местной ферме индивидуального предпринимателя. Проехав по поселку, если можно так назвать пустоту, оставшуюся после переселения местных жителей, можно увидеть еще один жилой домик, из которого также тянется дымка.

В этом доме живет, а вернее будет сказать, выживает ветеран боевых действий Александр Георгиевич Белов. Вот уже 24 года он ждет своей очереди, то есть реализации права на жилплощадь, которую должно выделить государство ему, как льготнику. Выживает, так как никаких бытовых условий нет. На улице минус 20 градусов, в помещении дома ноль градусов. Такая температура позволяет жильцу не замерзнуть насмерть. Дрова приходится экономить. Ведь запас небольшой, хорошо добрые люди помогли - привезли дубовые поленья. Александр своими силами пытается поддерживать огонь в печи, спиливая ручной ножовкой ветки, но от них толку мало в сильный мороз - сгорают быстро. Была у него бензопила, с помощью которой мог спилить подступающие к его дому заросли клена. Но недавно правоохранительные органы забрали инструмент как улику, заодно увезли и заготовленные на зиму дрова, как незаконно вырубленные. С тех пор он, человек, перенесший немало испытаний судьбы, потерял покой. Ведь ему «светят» две перспективы - или получить в лучшем случае обморожение, а в худшем - уснуть и замерзнуть или же предстать перед судом за спиленный клен. Тревожные мысли не покидают, они добавились к тяжелым воспоминаниям из прошлого, которые заставляют ворочаться долго без сна, а потом просыпаться в холодном поту.

Вся жизнь Александра кажется борьбой не за жизнь, а за существование. Родился он в 1976 году в городе Горький (ныне Нижний Новгород). В трехлетнем возрасте он оказался на воспитании своих бабушки и дедушки, которые проживали в поселке Нариманово Пономаревского района. Там его прародители, носители татарского языка, нарекли близким им именем – Самат. С тех пор его знают и зовут так, а не как по паспорту.Пока рос маленький Саша , мамаша устраивала личную жизнь в городе. Но к школьному возрасту она забрала сына и переехала в поселок Равнинный. Здесь Саша, владеющий только татарским языком, пошел в русскую школу. Так как ничего не понимал, сидя в классе, учеба по- началу давалась непросто. Но окончить ее получилось. Из мальчишки вырос юноша, который не пасовал перед трудностями. К тому времени он с семьей переехал в Кемеровскую область. И целый год - до наступления восемнадцати лет он работал на лесоповале, где получил первые уроки выживания. Они потом не раз его выручали в будущем.

В 1994 году Александра призвали на срочную службу. Шла первая Чеченская кампания. Александра отправили воевать, как по – началу заверили, всего на полгода. Но получилось на полтора, так долго ждали замену - новобранцев. Белов в звании старшины танкового батальона демобилизовался в 1996 году. Всего полтора года службы оставили в его душе тяжелые ранения. Ранения были и физические, которые впоследствии обернулись четырехразовой заменой тазобедренного сустава и инвалидностью. С того времени он научился бодрствовать всегда. В Чечне нельзя было спать, уснешь- можешь погибнуть. А если и отдыхали, то дремать приходилось в обнимку с автоматом Калашникова с передернутым затвором. Но и не это не самый очевидный факт. Из 49 сослуживцев живыми из Чечни вернулись всего трое ребят. И среди них Белов.

- Лучше бы мне тогда не повезло. Лучше бы мне тогда разделить учесть тех, кто не вернулся,- с горечью в голосе рассказывает про свои мытарства Александр.

Они, эти мытарства, начались сразу по возвращении домой. Несмотря на ограниченные физические возможности, уехал работать на Север, был водителем крана- манипулятора. В 2007 году вернулся в поселок Нариманово, где пустовал один из брошенных жильцами саманных домов, где даже не было электричества. Ведь своих жилых квадратных метров у него не было и нет до сих пор. Чтобы не сидеть без дела, пас овец, коз по найму. После очередной операции по замене сустава передвигался с трудом. Пасти животных выходил, опираясь одной рукой на велосипед, другой - на палку. Тогда он пас 300 голов . Потом ему удалось трудоустроиться в дорожное предприятие дежурным водителем. За 12 тысяч рублей (такой была зарплата) рулил в течение ненормированного рабочего дня. Был один плюс - предприятие выделило место в гостинице, где и проживал Александр. Но такой режим трудового дня выдержать инвалиду было тяжело.

Три года назад он уволился. Так как не имел своего угла, вернулся опять в пустующий дом в Нариманово, на этот раз ему оставиили домик по – лучше, старый деревяный, с электричеством и печным отоплением. Дом в две комнаты- передняя и задняя. Жилым оставил только переднюю, чтобы зимой отапливать только одну комнату. Вторую заколотили. Большую часть жилья занимает печка- мазанка, она является спасением в зимнее время. В мирной жизни Александр борется с холодом. Слава богу не в одиночку. Ему помогают друзья, а не те общественники и должностные лица, что составляют регулярно красивые и грамотные отчеты. Друзья у него есть и все они переживают за Александра, которому приходится нелегко в действительности, уготовонной ему судьбой.

Безусловно, он не только на друзей надеется. Старается не быть никому обузой. И когда наступает сезон, пасет по договору частный скот. Летом здесь раздолье. Природная тишина Александру помогает восстанавливаться, если правильно будет сказать о человеке, который до сих пор помнит каждый день службы, каждый бой, каждого сослуживца, погибшего в бою. Он старается не утонуть в воспоминаниях, в этом ему помогает занятость каким- нибудь делом. Помимо пастьбы животных он выращивает овощи в огороде - помидоры, огурцы, морковь, свекла и т.д – хороший запас на зиму. Но вот вспоминать о зиме ему всегда тягостно. Ведь с приближением холодного времени наступает пора выживания, пора борьбы с холодом. Из жизненной ситуации ему никак не получается выбраться. Вот уже более двух десятков лет он обивает пороги инстанций, пытаясь получить обещанное льготное жилье.

- Каждый раз находятся причины для отказа,- констатирует Александр.

Он пытается возражать, приводить аргументы, но они пока никого не убедили. Каждый раз ответственные лица говорят, что в бюджете нет денег на обеспечение жильем по льготе.

- В Чечне у меня всегда были в запасе снаряды. Почему же у вас нет запаса средств для льготников, для тех, кто годами ждет своей очереди ? - этот вопрос он каждый раз задает тем, кто оглашает ему в очередной раз отказ о выделении жилплощади , и он повисает в воздухе.

К запасливости он призывает должностных лиц. Ему же запас патронов был необходим для того, чтобы не попасть в плен. Таким как он противник не оставлял шанс на легкую смерть. Ведь их, танкистов, там называли «бешеными псами», то есть первыми врагами и не заслуживающими пощады.

Несмотря на несправедливость, с которой ветеран боевых действий сталкивается на протяжении долгих лет, несмотря на тяжелые боевые воспоминания, ему удалось сохранить какую- то веру, гордость за страну, за общество. Над домиком высоко реет российский флаг. В тесной комнатушке напротив печки, на самом почетном месте на полочке стоит изображение танка.

- Вот такой у меня был танк,- с гордостью говорит Александр.

Изображение это на коробке от мобильного телефона, который приобрел в магазине, увидев его ,не мог уже пройти мимо.

Тут же на полочке Благодарственное письмо Правительства Оренбургской области, подписанное и.о. вице- губернатором заместителем председателя Правительства по внутренней политике В.И.Башировой. Оно за гражданскую ответственность вручено Александру Белову- старосте поселка Нариманово. Оказывается, он еще и самый главный на территории.

Поскольку Белов испытывает гордость за свою страну, не теряет надежды на справедливость, на то, что и его жизнь, наконец, наладится. Надеется на людей, у которых еще сердце, душа и разум мирно сосуществуют.