Юный Томас (25 лет) пишет роман "Будденброки" и предлагает его издательству. Издательство говорит, что предложенный объем превышает все допустимые нормы и предлагает сократить. Писатель не соглашается. А практически через 30 лет получает Нобелевскую премию за свой этот "несокращенный" роман.
Я так радовался ему заранее! Но радость предвкушения, как всегда бывает, осталась самой большой радостью, — потому что всё хорошее приходит с опозданием, когда ты уже не можешь ему радоваться.
Книга "Будденброки. История гибели одного семейства" рассказывает нам о жизни четырёх поколений богатой буржуазной семьи, владельцев огромного торгового дома. История начинается с того, как семья празднует новоселье, а заканчивается тем, что дом продают. Шквал аплодисментов роман вызывает тем, что автор "смену поколений" описал как движение от "работяги" к "художнику".
На свете всегда есть и будут люди, имеющие право на повышенный интерес к самому себе, на пристальное наблюдение за своими чувствами, – например, поэты, способные правильно и красиво воссоздать свой многообразный внутренний мир и тем самым обогатить внутренний мир других.
Так, в начале романа перед нами целеустремлённый купец, который знает что хочет. Постепенно к жажде наживы присоединяется то религиозность, то сомнения различного толка, то мысли из серии "а хочу ли я этим заниматься?". В конце концов, то, ради чего живет вся семья: семейный престиж, деньги, а главное семейное дело - исчезает.
Почему исчезла семейная империя становится понятно сразу: неумение приспособиться к изменяющейся жизни.
Часто бывает, что внешние, видимые, осязаемые знаки и символы счастья, расцвета появляются тогда, когда на самом деле все уже идет под гору. Для того чтобы стать зримыми, этим знакам потребно время, как свету вон той звезды, – ведь мы не знаем, может быть, она уже гаснет или совсем угасла в тот миг, когда светит нам всего ярче.
Сюжет и события, освещенные в романе, не совсем взяты из воображения писателя. Манн долго и упорно работал с семейным архивом, который включал всю семейную хронику: письма, завещания, путевые дневники и воспоминания его деда. Не смотря на "легкость" написания, роман обладает определенной долей напряжения, связанный с тем непростым диалогом, который ведет писатель сам с собой. Тема этого диалога - пробуждения в бюргере художника. Роман как попытка самопонимания.
Творчество Манна может рассматриваться поэтому как проблема и проблематичность бытия самого Манна: двойника - одновременно бюргера и художника, консерватора и либерала, идеолога и эстета, столпа буржуазного общества и преступника (носителя айвой вины), как серия интеллектуальных и поэтических приближений к своему "другому" (другим) "я", "невыразимому".
В этом плане, всё творчество писателя очень символично и оно так или иначе о пересмотре границ искусства и соотношении искусства и жизни.
Здесь особенно стоит уделить внимание монологу последнего представителя "капиталиста", где станет понятно, что изначально вся семья служит своему предприятию вопреки собственным интересам: возглавляют фирмы, выходят замуж, женятся, учатся, выбирают друзей.
Так что, конечно, многое в жизни меняется. Но главное изменение проходит внутри самого человека. И мерседес, и дом, и даже замок - лишь синоним клетки, если ты сам этого не выбирал.
Концовка романа во многом остается непонятной. Но те лейтмотивы, которые содержит первый роман еще неопытного писателя Томаса Манна, возникнут в прозе будущего великого писателя еще не раз.