Приветствую, читатель! Снова на экранах ваших компьютеров и смартфонов дайджест «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — последний биплан ВМФ США, бизнес-джет со стреловидным крылом, французская версия Fokker Trimotor и много другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
7 декабря
7 декабря 1928 года — первый полёт лёгкого самолёта de Havilland DH.75 Hawk Moth. /Великобритания
В 1928 году компания de Havilland представила 8-цилиндровый двигатель de Havilland Ghost (фактически состоявший из двух 4-цилиндровых de Havilland Gipsy). Этот двигатель решили испытать на новом самолёте DH.75 Hawk Moth.
DH.75 стал первым высокопланом семейства Moth. Каркас фюзеляжа был собран из стальных труб и обтянут полотном, крыло — из дерева с полотняной обшивкой. Кроме колёсного, могло устанавливаться лыжное и поплавковое шасси. Испытания показали, что мощности Ghost недостаточно, поэтому двигатель заменили на Armstrong Siddeley Lynx VIA или Wright R-975 Whirlwind в зависимости от модификации. Крейсерская скорость — 169 км/ч, дальность полёта — 900 км. На борту размещались 3 пассажира и 1 пилот.
Особо успешным проект не получился. Всего выпустили 8 единиц DH.75 Hawk Moth. Они эксплуатировались в Англии, Канаде и Австралии. Последний Hawk Moth списали в 1949 году.
8 декабря
8 декабря 1932 года — первый полёт транспортного самолёта SPCA 90. /Франция/
В развитии французских колоний важную роль играла авиация. Начиная от транспортно-пассажирского сообщения с метрополией и заканчивая самолётами для колониальной полиции. Именно для использования в колониях разрабатывала свой самолёт SPCA 90 компания Société Provençale de Constructions Aéronautiques.
Внешне сильно похожий на Fokker Trimotor, SPCA 90 был высокопланом с неубирающимся шасси и толстым крылом. Оснащался 3 × двигателями Gnome-Rhône 7Kd. Крейсерская скорость — 220 км/ч, дальность полёта — 800 км. В закрытом салоне могли разместиться либо 6 пассажиров, либо 2 больных на носилках и врач.
Выпустили всего 2 самолёта SPCA 90 — один в транспортной версии, второй был исключительно пассажирским. Они эксплуатировались во Французской Африке, в частности в Марокко.
9 декабря
9 декабря 1935 года — первый полёт палубного бомбардировщика Curtiss SBC Helldiver. /США/
В 1932 году ВМС США заказали компании Curtiss-Wright разработку двухместного палубного истребителя-моноплана XF12C-1. Но через год флот отказался от двухместных истребителей и проект переквалифицировали. После ряда доработок на основе XF12C-1 построили палубный бомбардировщик XSBC-2 — прототип серийного SBC Helldiver.
В отличие от XF12C-1, Helldiver был бипланом. Фюзеляж — цельнометаллический, крыло сначала обшивали полотном, а позже дюралюминием. Стойки шасси убирались в ниши фюзеляжа. Двигатель Wright R-1820-34 позволял развить скорость до 377 км/ч. Боевой радиус — 652 км. Вооружение — 2 × 7,62-мм пулемёта M1919 Browning и 1 × бомба весом до 454 кг.
Всего выпустили 257 единиц SBC Helldiver всех модификаций. Основным эксплуатантом стали ВМС и Корпус морской пехоты США. Также Helldiver поставлялся для ВМС Франции, несколько самолётов было и в Королевских ВВС Великобритании. Стал последним боевым самолётом-бипланом ВМС США.
10 декабря
10 декабря 1917 года — первый полёт штурмовика Junkers CL.I (он же Junkers J 10). /Германия/
В 1917 году Инспекция военно-воздушных сил Германии обязала компанию Junkers представить на конкурс штурмовиков проект самолёта бипланной схемы. Им стал Junkers J 4. Но сам Хуго Юнкерс был убеждён, что будущее за монопланами. Для доказательства этого Junkers начала проект штурмовика J 8, который после доработок получит обозначение J 10 или CL.I.
За основу взяли истребитель-моноплан J 7. Увеличили площадь крыла и удлинили фюзеляж. Это позволило сделать самолёт двухместным — пилот и стрелок. Установили двигатель Mercedes D.IIIa, позволявший развить скорость до 161 км/ч. Вооружение состояло из 3 × 7,92-мм пулемётов LMG 08/15 Spandau и лёгких бомб.
До конца Первой мировой войны выпустили 51 самолёт Junkers CL.I. Но в боевых действиях они почти не участвовали. После войны некоторое число CL.I переделали в одноместные пассажирские самолёты — кабина стрелка-наблюдателя стала пассажирским салоном.
11 декабря
11 декабря 1942 года — первый полёт летающей лодки Sud-Est SE.200 Amphitrite (она же SNCASE SE.200). /Франция/
Разработка трансатлантической летающей лодки для авиакомпании Air France началась в 1936 году. На конкурс Министерства авиации Франции подала свой проект LeO H-49 и компания Lioré et Olivier. После создания национальной авиастроительной корпорации Société nationale de constructions aéronautiques du sud-est (SNCASE) лодка получила новое обозначение — SE.200 Amphitrite.
SE.200 представляла собой цельнометаллический двухпалубный моноплан с двухкилевым хвостовым оперением. На борту могло разместиться до 80 пассажиров + 8-10 членов экипажа. Лодка оснащалась 6 × двигателями Gnome-Rhône 14R-26/14R-27. Крейсерская скорость — 305 км/ч, дальность полёта — 6060 км.
Планировалась постройка 4 прототипов SE.200 Amphitrite. Но помешала Вторая мировая война и оккупация Франции. Две летающие лодки были потеряны в результате налёта бомбардировщиков союзников в 1944 году. Третий прототип закончили после войны, а четвёртый достраивать не стали.
12 декабря
12 декабря 1988 года — первый полёт административного самолёта CMC Leopard. /Великобритания/
В 1980 году Ян Чичестер-Майлз (Ian Chichester-Miles), бывший главный конструктор авиационного подразделения British Aerospace на аэродроме Хатфилд, основал компанию ChichesterMiles Consultants. Первым проектом стал лёгкий реактивный административный самолёт CMC Leopard. Макет закончили к 1982 году и Ян договорился с компанией Designability Ltd о постройке прототипа.
Leopard был среднепланом со стреловидным крылом из стеклопластика. Два двигателя Noel Penny Turbines NPT-301 (позже — Williams FJX-1) размещались в хвостовой части и позволяли развить скорость до 869 км/ч. Топлива хватало на 2775 км. На борту размещались 1 пилот и 3 пассажира.
Построили всего 2 прототипа CMC Leopard. Подвёл производитель двигателей Noel Penny, банкротство которого заморозило проект почтит на 8 лет. А потом просто не нашлось желающих оформить предзаказы. Сегодня оба построенных Leopard находятся в музеях.
13 декабря
13 декабря 1959 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Aviamilano P.19 Scricciolo. /Италия/
В середине 1950-х годов Национальный аэроклуб Италии опубликовал требования к учебно-тренировочному самолёту для аэроклубов страны. Одним из двух участников конкурса стала компания Aviamilano. Она представила проект P.19 Scricciolo, созданный конструктором Эрменегильдо Прети (Ermenegildo Preti).
Самолёт построили по схеме низкоплана с неубираемыми шасси. Было 2 варианта — с хвостовым колесом и с носовым (обозначался как P.19Tr). Оснащался двигателем Continental O-200-A. В кабине располагались 2 человека. Крейсерская скорость — 170 км/ч, а запаса топлива хватало на 5 часов полёта (на 60% мощности).
P.19 Scricciolo признали победителем конкурса. Было выпущено 50 самолётов, которые эксплуатировались в итальянских аэроклубах и частными владельцами. Некоторое число Scricciolo летает и в наши дни.
Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории