Найти тему

Высокое Место Жертвоприношений и Львиный памятник в иорданском городе Петра.

Если подняться здесь по ступеням в скале в самой узкой части Вади-Фараса к Высокому Месту Жертвоприношения, то уже на первом пролете лестницы откроется хороший вид на ансамбль Гробницы Римского солдата.

Перейдя через стену набатейской дамбы, т. е., пройдя треть пути, можно увидеть внушительный (4, 5 м) рельеф с изображением льва (Львиный памятник), священного животного богини АлУззы. Возможно, это была часть фонтана, из которого пили воду поднимающиеся к вершине паломники (труба вела к пасти льва, из которой и лилась, – ее след хорошо виден над головой животного). На пути встречаются также набатейские граффити, алтари и ниши, в одной из которых, например между двумя пилястрами (каждая 1, 2 м), изображен полумесяц со звездой – символ эдомитского божества Аль-Кауша, почитавшегося и набатеями. Еще один скальный алтарь посвящен Душаре, представленному в виде идола и над ним в человеческом образе в медальоне.

Почти у гребня горы стоят обелиски (6 м), – они, видимо, символизируют супружескую пару Душару и Ал-Уззу.

На северной стороне, напротив обелисков, – развалины форта, видимо, построенного крестоносцами, хотя есть мнение, что это остатки набатейского святилища. Разрушенные ступени у форта ведут на самую вершину, где открывается Высокое Место Жертвоприношений – самое сохранное и самое впечатляющее из всех известных в Петре. Его плато занимает овальную площадь приблизительно 64 х 19, 8 м, в центре которой располагалось святилище со двором (в его центре вырезано возвышение-стол для бескровных жертв) и платформой, где стоял алтарь для кровавых жертвоприношений. В жертву приносили только животных, хотя у набатеев известны и случаи человеческих жертвоприношений Душаре и Ал-Уззе (ей приносили в жертву мальчиков и девочек).

Вина Душаре не возливали, так как «добрый бог» никогда не пил вина. На вершине алтаря сделано квадратное углубление– туда, видимо, вставляли квадратный камень, символизирующий божество. К югу (налево) от алтаря – круглый бассейн, где жрецы совершали ритуальные омовения, с восточной стороны – еще один небольшой бассейн для омовения священных сосудов.

На Высоком Месте Жертвоприношений проходили не только многолюдные и торжественные церемонии и празднества в честь Душары, но, очевидно, и погребальные ритуалы. Вероятнее всего, набатеи, как и иранские народы, относились к мертвому телу как к нечистому и хоронили только кости, оставшиеся от разложившихся и иссушившихся тел на вершинах гор. Большое число Высоких мест в Петре и вокруг других священных городов набатеев отчасти может объясняться необходимостью подобных ритуалов.

От Высокого Места Жертвоприношений можно спуститься в Петру, к Улице фасадов, по второму пути, чтобы не совершать утомительного пути назад, – по дороге под плато с обелисками и далее налево по лестницам.