Найти тему

Миссия невыполнима: как мечты Феттеля рухнули под тяжестью ожиданий

В октябре 2014 года было объявлено, что Себастьян Феттель переходит из «Ред Булл» в «Феррари». В тот момент казалось, что он следует по пути своего кумира Михаэля Шумахера, и сотрудничество немца с итальянской командой вновь приведёт обоих к чемпионству в Формуле-1: первому титулу для команды с 2008 года, а также пятому для самого Себастьяна (и первому личному для пилота за рулём «Феррари» с 2007 года, когда чемпионом мира стал финн Кими Райкконен).

От сравнений нельзя было уйти. Оба гонщика приходили в Скудерию уже завоевав чемпионский титул – Феттель выиграл четыре титула подряд с 2010 по 2013 года в составе «Ред Булл», а Шумахер становился чемпионом в 1994 и 1995 годах за рулём «Бенеттон». В каждом случае, когда гонщики присоединялись к «Феррари», команда находилась в слабой форме.

Однако, реальность оказалась суровей. За 6 лет Феттель провёл всего пару ярких сезонов и запомнился скорее глупыми ошибками, просчётами в тактике и песнями по командному радио. Явно не то, чего ждали от четырёхкратного чемпиона мира.

Итог логичен: «Феррари» отказалась продлевать контракт с немцем, а Себастьян перешёл в «Астон Мартин». В ожидании новой главы в карьере Феттеля, давайте вспомним основные вехи немца в составе Скудерии.

Сезон 2015 года – 278 очков, 3 место в общем зачёте

29 ноября 2014 года – Себастьян Феттель прибывает во Фьорано, где проводит первые тесты за рулём «Феррари». Болельщики залезают на забор, чтобы увидеть заезд немца, а Себастьян полон надежд:

«Это действительно особенное чувство – стать частью «Феррари» и оказаться внутри машины, увидеть людей, которые бегут на трассу и пытаются взобраться на стены, чтобы увидеть болид, так что это определенно что-то очень волшебное и то, что произошло сегодня, я никогда не забуду».

-2

Феттель, на тот момент самый титулованный из действующих пилотов Формулы-1, получает статус первого гонщика команды, а также удобного партнёра, этот статус не оспаривающего: Кими Райкконена не интересуют внутрикомандные интриги – он просто хочет гонять в Формуле-1. Для немца были созданы комфортные условия.

Начиналось всё, действительно многообещающе. Феттель выигрывает во второй гонке в составе «Феррари» – приезжает первым на Гран-при Малайзии. Немец не скрывает своих эмоций по командному радио, а на подиуме прыгает от радости.

-3

На Гран-при Сингапура Феттель завоёвывает первый поул в составе итальянской команды, а также первый поул для «Феррари» за 3 года. Немец в-итоге побеждает и в гонке, а после по командному радио поёт на итальянском языке – это станет его традицией.

В 2015 году Феттель был единственным гонщиком, кроме пилотов «Мерседеса», кто побеждал в гонках. Тогда казалось, что впереди ещё много достижений.

Сезон 2016 года – 212 очков, 4 место в общем зачёте

Следующий год получился значительно хуже. Себастьян не выиграл ни одной гонки и 7 раз приезжал на подиум, а самым запоминающимся моментом стал его конфликт с Даниилом Квятом: на Гран-при Китая Феттель, пытаясь избежать столкновения с россиянином, столкнулся со своим напарником Кими Райкконеном, а на Гран-при России Квят врезался в немца, что привело к сходу гонщика «Феррари». После этого Феттель назвал Даниила сумасшедшим и прозвал его «торпеда».

Сезон 2017 года – 317 очков, 2 место в общем зачёте

Смена аэродинамических правил привела к тому, что «Феррари» снова смогла бороться с «Мерседесом», а Себастьян провёл, пожалуй, лучший сезон в составе Скудерии. В первых шести гонках сезона он одержал три победы и трижды финишировал на втором месте. Одна из этих побед была одержана в Монако – для итальянской команды это была первая победа в княжестве с 2001 года.

Редактировать галерею
Редактировать галерею

Но дальше всё пошло не так. Сначала на Гран-при Азербайджана Феттель вышел из себя, после того, как Льюис Хэмилтон неожиданно затормозил прямо перед немцем. Себастьян в ярости поравнялся с машиной англичанина и бортанул её. Феттель получил 20-секудный штраф и наказание в виде общественных работ.

А во время старта на Гран-при Сингапура Себастьян спровоцировал столкновение между ним, Кими Райкконеном и Максом Ферстаппеном. В результате все трое сошли с гонки, а надежды немца на титул чемпиона улетучились.

Сезон 2018 года – 320 очков, 2 место в общем зачёте

Начало следующего сезона тоже получилось оптимистичным: Себастьян победил в первых двух гонках сезона, а победа на Гран-при Канады стала для него 50-й в карьере.

-5

Однако и в этот раз столь желанного чемпионства достичь не получилось. На Гран-при Германии Феттель лидировал большую часть гонки, но не справился с управлением на мокром треке и вылетел в стену. Что позволило Хэмильтону, стартовавшему 14-надцатым, финишировать первым.

А после началась серия ошибок, привёдшая к тому, что Себастьян терял контроль над болидом на Гран-при в Японии, в США, а наиболее обидный разворот произошёл на глазах у тифози «Феррари» в Италии. В результате чемпионом снова стал Льюис Хэмильтон.

Сезон 2019 года – 240 очков, 5 место в общем зачёте

В 2019 году новым напарником Феттеля стал Шарль Леклер, который в отличии от Райкконена, отказался принимать роль второго пилота. У Себастьяна всё чаще проявлялась нервозность, а критические ошибки стали затмевать успехи.

На Гран-при Канады немец финишировал первым, но получил 5 секундный штраф за небезопасное возвращение на трек, после того, как он срезал один из поворотов. В результат, победителем стал Льюис Хэмилтон. После финиша, недовольный Феттель поменял местами таблички с номерами 1 и 2, показывая, что именно он победил в гонке.

Также началось недопонимание между немцем и командой. «Феррари» и так не славилось своей стратегией во время гонок и постоянно допускала ошибки, приводившие к поражениям на Гран-при. А упавшие результаты Феттеля, особенно на фоне успехов Леклера, только обостряли ситуацию. На Гран-при России немец ослушался командный мостик и отказался пропускать вперёд монегаска, а в Бразилии борьба между напарниками привела к столкновению.

Но в 2019 были и позитивные моменты. На проходившем в дождь Гран-при Германии Себ стартовал с последним из-за проблем с двигателем. Несмотря на погодные условия, Феттель финишировал на подиуме, прорвавшись на второе место.

В Сингапуре Себастьян стартовал третьим, но благодаря раннему пит-стопу сумел совершить андеркат и опередить Шарля Леклера с Льюисом Хэмилтоном, и приехал к финишу первым. Это стала его пятой победой в Сингапуре и последней, четырнадцатой, в составе «Феррари».

-6

В общем зачёте немец впервые с 2014 года проиграл своему напарнику по команде. Также монегаск одержал больше побед, чаще стартовал с поул-позиции и чаще оказывался лучше Себа в квалификациях.

Сезон 2020 года – 33 очка, 13 место в общем зачёте

Последний совместный сезон получился провальным как для «Феррари», так и для Феттеля. Машина оказалась неконкурентоспособной, а боссы «Феррари», в то же время, разочаровались в немецком гонщике и не стали продлевать с ним контракт. Себастьян только один раз приехал на подиум, а в общем зачёте финишировал лишь на 13-м месте.

Казалось, что между ним и командой отношения испортились – впервые Себ и руководство «Феррари» публично стали критиковать друг друга. На старте Гран-при 70-летия Формулы-1 Феттеля развернуло в первом повороте. В дальнейшем после первого пит-стопа немец оказался в трафике и «застрял» за Карлосом Сайнсом, а уже через 10 кругов Себ заехал на второй пит-стоп, чтобы поменять шины «хард» на «медиум».

Недовольный тактикой команды, Себастьян прямо во время гонки по радио сказал: «Вы облажались, и вы это знаете». «Не думаю, что наша стратегия испортила ему гонку. Его гонку в первую очередь испортил старт», – ответил на критику пилота руководитель «Феррари» Маттиа Бинотто.

***

Итог пребывания Себастьяна Феттеля в «Феррари», можно подвести кратко – миссия не выполнена. Однако, не смотря на неудачи и появившееся разногласие, на последнем Гран-при сезона в Абу-Даби обе стороны достойно попрощались друг с другом.

В преддверии последней гонки сезона «Феррари» в своих соцсетях запустила хэштег #GrazieSeb и публиковала яркие моменты из каждой победной гонки Себастьяна в их составе. Всего их набралось 14 – это третий результат в истории итальянской команды после Михаэля Шумахера (72 победы) и Ники Лауды (15 побед).

А Феттель для последней гонки в составе Феррари уникально оформил свой шлем: традиционное «Grazie ragazzi» («Спасибо ребята») и благодарность «Феррари», болельщиками, Италии и Маранелло. Также на шлеме перечислены все победы Себа на Гран-при за рулём итальянской машины.

Гоночный день начался для Феттеля с коридора с овациями, который ему устроили механики, когда немец отправился на стартовую решётку.

-7

Результат заключительной гонки сезона получилась для Себастьяна не таким запоминающимся. Стартовав 13-м, он всю гонку провёл в середине пелотона. Сход Серхио Переса и выезд машины безопасности в начале гонки не позволили ему реализовать стратегию старта на «жёстких» шинах с поздним пит-стопом. В-итоге, Себ финишировал на 14-м месте, следом за своим партнёром Шарлем Леклером.

«Эта гонка однозначно не из тех, которые я запомню. Но то, что я буду помнить – это красивый жест со стороны команды, механиков, инженеров и остальных. Сегодня была особая атмосфера и энергия. И это я точно не забуду», – сказал Феттель.

После гонки партнёры по команде обменялись своими шлемами (монегаск оформил шлем в таком же дизайне, как у немца), а Шарль поблагодарил Себастьяна за два совместных сезона: «В последние два года я многому у тебя научился и как пилот, и как человек. Спасибо, что заставлял меня развиваться. Это было честью быть твоим партнёром. Я желаю тебе только самого лучшего».

Феттель после финиша продолжал благодарить команду. Сначала он, любитель петь по радио, исполнил на итальянском кавер на песню Адриано Челентано «Azzurro».

А после уже в паддоке Себастьян принёс в боксы ящик с «Heineken» и угостил пивом членов команды.

Ну, а в завершение, «Феррари» вручила Феттелю символический кубок, на который нанесли названия всех 14 Гран-при, в которых немец одержал победу в составе Скудерии.

-8

«Он оставляет нам много счастливых воспоминаний, а также немного разочарования о том, что могло бы случиться, – сказал после гонки Маттиа Бинотто. – Обидно, но такова жизнь гонщика и команды. Одно можно сказать наверняка – даже если со следующего года он будет нашим соперником на треке, Себ навсегда останется частью семьи «Феррари».

Фото: theguardian.com (1); racefans.net (2); f1experiences.com (3, 6); motorsport.com (4, 5); gpfans.com (7); ferrari.com (8)