Всем привет!
Уходящий 2020 год выдался насыщенным на события. Это не обошло стороной и кинематограф. Зрители в этом году столкнулись с множеством ярких проектов. И я - не исключение.
С этой статьи я начинаю подведение итогов года и предлагаю свои выкладки относительно зацепивших меня кинолент. В этот раз я остановлюсь на наиболее спорных (по крайней мере для меня) фильмах ужасов 2020 года. На мой взгляд, фильмы в данной подборке оказались не самыми удачными, но при этом стали популярными и сами по себе исходно были перспективными проектами. Именно по этой причине им стоит уделить особое внимание и я начинаю именно с них.
Поехали!
1. Мои волосы хотят убивать (2020)
Перед нами хоррор про волосы-убийцы в обстановке стремительного развития медиа и поп-культуры начала 90-х. Сначала пару слов о плохом. Операторская работа местами безумная, к сожалению, в плохом смысле этого слова. Приёмы эффектной работы с камерой почти всегда оказываются неуместными, это очень печально, поскольку сильно отвлекает от просмотра.
По жанру этот фильм относят к ужасам и комедии. Мне особо смешно при просмотре ленты не было, но, что ещё хуже, комичны оказались сами по себе хоррор – элементы. С одной стороны такая задумка смелая и отличная – убить двух зайцев, и насмешить и напугать одномоментно. С другой стороны приятнее смотреть, когда есть контраст, то есть хоррор сменяется юмором как в "Оно" (2017). При такой манере удаётся то погружать зрителя в фильм, то дать ему отдохнуть. При формате сочетания комедии и хоррора, используемом в "Мои волосы хотят убивать", у меня, как зрителя, не получается ни погрузиться, ни отвлечься.
Добавлю и совсем личное. Сам сеттинг по мне неудачный. Я не фанат поп-культуры 90-х, считаю это время упадком медиа; придерживаюсь мнения, что попса в 90-х - это как попса 80-х, только без души (касается преимущественно музыки и клипов, но не кинематографа 90-х).
Но, на самом деле, не всё так плохо, есть и много позитивных моментов. Атмосфера 90-х хоть и присутствует, но не навязчива – это несомненный плюс, так как не мешает основному нарративу (в фильме "Спаун" 1997 года, на мой взгляд, мешает).
Не знаком с фольклором про ведьм и волосы, но это определённо интересная идея для хоррора. Я думаю живые волосы – это сродни восставшим из мёртвых (так как исходно волосы – мёртвая субстанция). Кроме того эти волосы ещё и пьют кровь, то есть, чтобы жить - должны высасывать жизнь. Затрагивание этих тематик демонстрирует, что фильм в тему хоррора охотно погружается, то есть данное кино уже не получается назвать поверхностным.
Ещё одна интересная тема, которая поднимается в фильме - это зло в сфере медиа. Так, коллектив студии к концу фильма устраивает настоящий шабаш ведьм.
В общем, фильм можно посмотреть, это интересный проект с занимательной задумкой, но не во всём хорошей реализацией. Хотя лично мне, повторюсь, и некоторые элементы задумки в плане эстетики не симпатичны.
2. Проклятый мост (2020)
Художественный фильм "Проклятый мост" - это мистический хоррор с элементами триллера про ведьму, атакующую любопытных студентов на мосту 29 февраля. Весь сюжет именно на этой фабуле и строится.
Повествование в фильме вышло довольно рваным. Кинолента перескакивает от событий к событиям и, в определённой степени, мешает зрителю сфокусироваться. Как ни странно, именно рваное повествование и приводит к провисанию фильма. Обычно происходит, конечно, наоборот. Динамичный монтаж (не только постоянные склейки, но и склейки разных сцен по времени или локации) должен в идеале не давать зрителю заскучать. Здесь всё ровным счётом наоборот. Фильм перескакивает от одних скучных событий к другим, возможно, в этом кроется причина такого эффекта.
Несмотря на описанные выше недостатки, как хоррор эта картина вполне себе хороша и даже заслуживает внимания. Хоррор-сцены довольно хорошие, они действительно пугают и выполнены оригинально. В ходе работы над фильмом, авторами найдено и реализовано достаточно большое количество сильных художественных хоррор-образов, а это можно использовать как критерий хорошего мистического фильма ужасов.
В целом скучноватая история. Твисты есть и вроде неплохие, но, на самом деле не совсем соответствуют тону ленты и развитому в ходе повествования образу ведьмы. Фильм можно посмотреть, но из-за недоработок и затянутости он становится одноразовым, несмотря на то, что как мистический хоррор это кино совсем не плохое.
3. Под водой (2020)
Наиболее спорное впечатление у меня осталось после просмотра фильма "Под водой". Если кратко, то это лавкрафтовский хоррор, развернувшийся посреди современной глубоководной исследовательской базы. И знаете что? Звучит такое описание просто превосходно! Чего ещё вообще можно хотеть от фантастических фильмов ужасов, если не подобного концепта?!
У вас, читатели, может возникнуть резонный вопрос: а что этот фильм тогда делает в данной подборке? Отвечу. Вынужден признать, что меня несколько раздосадовала реализация идеи, заложенной в этом проекте. И вопрос этот в первую очередь технический.
Обратите внимание, я не собираюсь хейтить этот фильм. Мне даже понравилась актёрская игра Кристен Стюарт (которую мы все знаем по "Сумеркам"). Больше того, мне понравился и сюжет и темп повествования. Да и элементы фильмов ужасов продуманы вполне достойно.
Но есть то, что мне бросается в глаза и я не могу просто не обращать на это внимания.
Дело касается, в первую очередь, самой "подводной" съёмки и применения компьютерной графики. Я понимаю, что бюджет ленты не резиновый, а работы задумано было очень много. В итоге половина фильма выглядит будто замыленной и на экране буквально почти ничего не видно, в том числе морских чудовищ, на которых посмотреть как раз хотелось поближе. Это крайне губительно сказывается на качестве фильма и приводит вообще к разочарованию в возможности создания качественного кино про столкновение с монстрами глубин.
Я также понимаю, что размытые образы чудовищ могут означать то, как человек преувеличивает степень угрозы в водной среде и больше боится неизведанного, нежели чего-то, обладающего конкретными очертаниями. Только при использовании такой интерпретации, мне комфортно при просмотре.
Итого: фильм-то на самом деле хорош, но технический аспект негативно сказывается на его качестве. Тем не менее, данное кино рекомендую к просмотру, поскольку его идейное наполнение довольно интересно по содержанию.