Та поездка была насквозь шаманская.
Ехать в Город на Неве на Дно Года на неделю с лишним - это, вне всякого сомнения, шаманское.
Мне было с кем и с чем попрощаться, зимний Питер с едва светлеющим к полудню небу подходил для этого идеально.
Но, я бы не упомянула об этом обстоятельстве, если бы выставка "Мода русского модерна 1890-1914 гг", на которую мне нужно было успеть до 29 декабря 2018 года, раз уж не удалось в октябре-ноябре - не оказалась ещё более шаманской и сновидческой, чем всё остальное.
Выставка создавалась на основе экспонатов коллекции Александра Васильева, я была и на его лекциях и на его выставках, задолго до его участия в качестве ведущего "Модного приговора" (этот факт я до сих пор осознаю "с суеверным ужасом"), высочайший уровень, но Витебский вокзал, но Санкт-Петербург установили новую планку.
Витрины с платьями расположили в бывшем зале ожидания для пассажиров первого и второго класса - в Картинном зале, который получил свое название благодаря серии панно, посвященной ходу строительства железной дороги и Витебского вокзала.
Через затянутый лентой проход можно было видеть роскошный бывший буфет с наряженной ёлкой.
День, в который пришла я, был пасмурный, хотя уже в следующий выглянуло солнце.
Всё было идеально.
Театрально-ярко освещённые витрины с стилизованными под винтажные или винтажными манекенами и полумрак залов, в котором тихо ходили люди в современной, объёмной зимней одежде.
"Кто эти люди на нашем новом вокзале? И почему они так странно одеты?"
Для меня словно звучала эта фраза в воздухе.
Словно на несколько часов или месяцев пространство было отдано тем, кому оно по праву принадлежало - людям эпохи Модерн.
Когда мир стал пронзительно современным и быстрым, когда стали доступны новые виды и путешествий и связи, но дамы ещё носили шляпки, а по улицам ездили и современные экипажи и запряжённые лошадьми.
Витебский вокзал был построен в 1837 году.
Современный облик приобрёл при полной перестройке в 1904.
Архитектор С. А. Бржозовский, инженер С. И. Минаш.
Здание невероятно и по сей день, высокие потолки, витражи, деревянные панели, окна сложных форм.
Отправление поездов со второго этажа, что поставило меня в немалый тупик при первой поездке с этого вокзала.
Красивый инженерный металлический ажур навесов над платформами.
Каким же невероятным он казался своим современникам?
Выставка включала в себя повседневные платья, визитные, дорожные, несколько вечерних.
Столь модные, в том числе, в аристократических кругах, среди правящих семей Европы - "матросские" костюмы для детей.
При виде детских манекенов у меня впервые в жизни нехорошо защемило на таких выставках - этим детям достанется совсем другой мир, чем тот, в который они могут верить, взяв матерей за руку перед увлекательной поездкой на поезде.
Выставка осенью-зимой 2018 года на два с небольшим месяца вернула их друг другу - здание и тех, кто верил в скорость и в мир тогда.
Выставка ограничивалась 1914 годом - годом начала Первой Мировой Войны.
Для бывшей Российской Империи это конечная.
Ничего и никогда не будет как прежде.
Ни шляпы, ни поездки на дачи и в усадьбы, ни новые оранжереи и выставки. Даже Париж станет совсем другим городом для тех, кто сумеет до него добраться.
До событий 1917-1918 годов оставалось три года.
Надеюсь, мне удалось хотя бы немного передать тот портал и провал во времени, который с такими любовью и вниманием к деталям воссоздали создатели пространства.
Спасибо за просмотр.
Лайк, если статья понравилась или была полезной.