Найти тему
Ля Фам шуршит

Как выжить в коммунальном аду

Что меня заставляет так страдать в этом месте, забытом Богом и коммунальными службами?

Изображение взято с caricatura.ru
Изображение взято с caricatura.ru

Несколько лет назад, когда был популярен сериал "Универ", такой персонаж, как Кузя, исполнял под гитару забавную песню про жизнь общажную, и это казалось таким забавным. Вообще многое кажется забавным и воспринимается проще, когда тебе 20 лет и ты студент... А если тебе за сорок и ты давно не девочка, а серьёзный специалист?

Так сложились мои обстоятельства, что с 17 до 45 лет моим постоянным местом жительства были общаги. Это 28 лет! (Боже, даже страшно подумать!) Ну, период с 17 до 22 лет не будем рассматривать. Это была пора весёлого студенчества, в котором мало кто задерживается. А вот с 1997 года я бессменно живу в месте, которое сначала называлось семейным общежитием, а потом стало гордо именоваться жилым домом. Такой вот интересный жилой дом, в котором лично вам принадлежит только комната; общие кухня, туалет и умывальник при этом находятся на этаже (это бывшее общежитие коридорного типа), а душевая и постирочная в подвале.Как это коммунальное убожество ни назови, суть не изменится. Само пребывание здесь - унижение чувства собственного достоинства трезвого человека. Сюда стекаются неудачники и горемыки всех мастей, а также люди с постепенно деградирующими понятиями совести, чистоплотности и эмпатии.

Было бы забавно, если бы я сейчас заявила: я одна здесь светоч высокой нравственности, человеколюбия и редкий образчик жизненной успешности, а живу здесь исключительно ради погружения в среду и последующего создания путевых заметок. Ещё бы! Здесь такие типажи, такие шекспировские страсти!.. Но нет, ничем я не лучше других обитателей этой ночлежки. Смирилась с создавшимся положением вещей и плыву по течению, как многие живущие здесь.

Как я здесь оказалась и почему при наличии постоянной работы, а следовательно, и стабильной зарплаты не попыталась соскочить с этой ненавистной темы, я расскажу в следующий раз.

Что меня заставляет так страдать в этом месте, забытом Богом и коммунальными службами?

Ужасающая грязь! С тех пор, как общежитие получило статус жилого дома, отсюда убрали вахту. Следом сюда потянулись бездомные. Они проникают на этажи, ложатся здесь спать, роются в банках с бычками, выворачивая их на подоконники, пользуются душем и туалетами. Поскольку домофон постоянно ломается, а чинить его после этого никто не торопится, пресечь их проникновение почти невозможно. Их выгоняют, но они вновь возвращаются.

Грязь разводят и сами жильцы общежития. На кухне могут неделями стоять и смердеть кастрюли и сковородки, залитые водой и забытые горе-хозяйками. Жир, разлетевшийся во все стороны во время жарки, и пригоревшую намертво к плите пищу за готовившими господами должны убирать, по-видимому, специально приставленные для этого слуги. Понятно, что это рай для тараканов. Они смело группами ползают среди этого изобилия, плодятся и размножаются. Раковины на кухне и в умывальнике (так мы называем отдельное помещение, в котором можно умыться и помыть руки, если не отличаешься щепетильностью в вопросах гигиены), унитазы, полы во всех помещениях на этаже и на лестничных площадках убирались раньше, когда наш гадюшник имел статус семейного общежития, их ежедневно мыла уборщица.

После того как общежитие стало называться жилым домом, поддержание порядка во всех помещениях (за исключением лесничных клеток) стало обязанностью самих жильцов. По мере того, как стал меняться контингент жильцов, желающих по очереди дежурить по этажу становилось всё меньше. Понятное дело, были скандалы между жильцами, желающими жить по-человечески, и временщиками, которые сняли комнату и ничего делать больше не хотели. Врезались замки в туалет и на кухню, ключи давали только тем, кто был согласен убираться. Приходишь - дверь кем-нибудь выбита, стоит ор, что места общего пользования самовольно захватывать нельзя, иначе пойдут жаловаться. Через несколько лет коммунальных войн перестали дежурить и старожилы, не желая убирать за всем этажом грязь в одностороннем порядке. Раньше комендант следила за тем, чтобы ведра с мусором не выставлялись в коридор и на кухню, теперь это стало делом совести жильцов... В довершение ко всему перестали убираться в душевой. Гора в углу из тюбиков, этикеток, прокладок, одноразовых станков, застарелые мыльные лужи, стены, за несколько лет, покрывшиеся коркой грязи - надо ли говорить, что мыться там рискуют только самые смелые.

Контингент! Когда-то в нашем семейном общежитии жили приличные люди, оно принадлежало муниципалитету, по договору социального найма комнаты получали нуждающиеся в жилье специалисты: врачи, учителя, полицейские были основным контингентом. В общежитии было тихо, чисто. Оно было в городе на хорошем счету. В нулевых, когда здесь начался вал приватизаций через суд, муниципалитет изменил статус общежития на жилой дом, и это стало началом конца порядка и благополучия здесь. Сюда стали селиться те, у кого нет средств на приличное жильё: молодёжь, которая ничего не хочет делать, алкоголики, которых семья постаралась отселить, какие-то деклассированные элементы. Приличные, интеллигентные семьи стали переселяться в ипотечное жильё. Редкие старожилы оказались в меньшинстве и не смогли сохранить прежний порядок. Бесконечно рождающиеся в общаге дети, едва подросши, с визгом носятся по этажам, подростки лупят мячами по стенам, постепенно сводя на нет жалкие остатки былой покраски и штукатурки. Их родители снисходительно смотрят на происходящее, лениво поругиваясь с теми, у кого дети уже выросли.

Люди, снимающие жильё, рассуждают так: я заплатил, остальное меня не касается. Хозяева, сдавшие жильё, не вникают в проблемы, возникающие между арендаторами и постоянными жильцами общежития. Они теперь живут в другом, благополучном мире собственных квартир.

Один день здесь - это квест, созданный больной фантазией. Ты стоишь по 15-20 минут в очереди под дверью единственного на целый этаж туалета, потому что кто-то решил заодно там покурить. Затем попадаешь в газовую камеру. Если очень хочется, можешь поскандалить по этому поводу. Но ты в меньшинстве некурящих на этаже, поэтому тебя просто игнорируют. Руки после туалета ты можешь сполоснуть над склизкой раквиной. Посуду будешь мыть в раковине. Лучше заимей 2 тазика. В одном ты будешь мыть, в другой складывать свою посуду, потому что неизвестно, для каких нужд раковину использовали до тебя. Пока ты будешь готовить на кухне, в среднем 7-8 раз соседи покурят рядом с тобой. Получится: они покурят один раз, а ты пассивно 7-8. В душевую ты пойдёшь мыться, если совсем не дорожишь своим здоровьем. И грибок будет самым меньшим злом. Начиная с пятницы, заканчивая понедельником, общага начинает гудеть, как улей. В эти дни скандалы, выбитые двери, приезд нарядов полиции становятся данностью. Ты просто устало вздохнёшь, накроешься с головой одеялом и даже не подумаешь вмешиваться в бурную личную жизнь соседей: они очень скоро опять сядут за одним столом, а ты станешь их личным врагом.

Почему люди, даже внешне приличные, начинают так себя вести? Ведь никому не хочется жить в грязи и разрухе, просыпаться от матерной брани и сотрясения стен. Сколько раз, не выдержав, я покупала средства для растворения жира, известковых отложений и ржавчины, хлоросодержащие средства, до блеска выдраивала туалет/кухню/коридор и уже назавтра обнаруживала вымытое мною загаженным. Какой коктейль негативных чувств начинаешь тогда испытывать к этим людям! Кто это делает? Почему? Ну развёл грязь - убери за собой! Только за собой, за мной не надо убирать, я это сама сделаю. Ведь всего-то и надо привести место, которым ты попользовался, в тот вид, каким оно было до тебя... Нет, не хотят люди жить по-человечески. И ты можешь обойти весь этаж: люди, кто это сделал, я только вчера вымыла, свои время и деньги потратила, уберите за собой! Все будут сочувственно причмокивать, кивать, но говорить одно и то же: нет, это не мы... нет, мы не видели... И никто никогда не пойдет и не уберёт за собой.

Стыдно приглашать сюда гостей. Они будут в шоке от того, в каких условиях я живу. В этом коммунальном аду я живу так давно, что начинаю думать иногда: может, я исправляю здесь карму или отматываю какие-то грехи. Когда меня спрашивают, как я это терплю столько лет, я показываю жестами "ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу". Хорошо это или плохо? Не знаю, но по-другому сохранять эмоциональное здоровье здесь невозможно. Мы, живущие в этой общаге, наверное, срез нашего больного общества, зараженного приспособленчеством, безынициативностью, ленью, пьянством, безразличием и эгоизмом. Думаю, в моём описании сейчас многие узнали свои реалии жизни.

С тоской я думаю о том, что в шестидесятые годы прошлого века советские люди, жившие в этом городе, приходили после работы и участвовали в бесплатной стройке Дома молодёжи и закладке детского бесплатного парка. Насколько они жили чище, нравственней, светлее. Я же, как и многие другие обитатели общежития, прихожу домой, прошмыгиваю мимо пьяных в свою комнату - оазис чистоты среди грязи - и молча терплю, уговариваю себя: мне всё равно... мне всё равно... Иногда даже начинаю в это верить. Нет, ничем я не лучше этих опустившихся людей.

Есть ли у вас положительный опыт борьбы за порядок и тишину с соседями в общаге? Поделитесь с нами. Может, получится найти какой-то другой выходи из подобной ситуации.