Найти тему
Igor Novikov

Будущее армян в Карабахе – уйдут или останутся?

Сейчас армяне выбирают будущее для себя и для своей земли. Определяют прежде всего своим решением по принципиальному вопросу: уйти или остаться? Этот вопрос теперь важнее разбора причин военного поражения, важнее внутриполитической борьбы в Армении, важнее всяких армянских комплексов и обид из далекого и недавнего прошлого. Этот выбор должны сделать сами армяне, не требуя ни от кого абсолютных и вечных гарантий.

За армянами уже закрепилась репутация людей, легких на подъем, склонных разъезжаться по миру в поисках теплого места и лучшей доли. Армяне покидали свою историческую Родину не только в опасные времена, не только ради спасения своих жизней, но и во времена относительно благополучные, когда ничего их жизни и здоровью не угрожало, а просто хотелось жить получше и денег получать побольше. Такое поведение дало представителям других народов повод говорить об отсутствии у армянского народа привязанности к своей Родине, и даже усомниться в наличии у них Родины, в существовании в прошлом исконных армянских территорий и армянской государственности.

Сегодня можно услышать утверждения, будто не было прежде никакой Армении, будто это искусственное российско-советское изобретение, а армяне – бродячий, «диаспорный» народ, вышедший когда-то давно откуда-то из Индии и с тех пор блуждающий по разным странам, никогда не имевший ни своей территории, ни своего государства. Чтобы подобные недобросовестные измышления не укоренялись в малограмотных головах, армянам надо стараться не подкреплять их своим нынешним поведением – легким оставлением родной земли и переездом в дальние страны.

Даже если усилиями ученых людей и авторитетных организаций удастся доказать и утвердить в общественном сознании факт существования древнего армянского государства, это всего лишь подтвердит государственное и территориальное прошлое, но не обеспечит будущего. Брошенные армянами земли не смогут оставаться армянскими. Древние памятники пребывания армян на этих землях не обеспечат исторические права уехавших хозяев и в лучшем случае будут сохраняться пустыми, либо их присвоит другой народ, либо их уничтожат. Чтобы армянские горы оставались армянскими, недостаточно установить на горах изваяния из камня, живые люди должны оставаться и жить там.

фото из Интернета
фото из Интернета

Трехстороннее заявление по урегулированию карабахского военного конфликта предусматривает возвращение беженцев, дает возможность коренному населению оставаться в своих местах проживания. Понятно, что в жизни все сложнее, чем на бумаге, но все же если есть возможность не покидать свои дома, надо пытаться этой возможностью пользоваться. Однако армяне стали покидать и сжигать населенные пункты, переходящие под контроль Азербайджана, уходя с земли и уничтожая следы своего пребывания на этой земле. После такого ухода трудно вернуться, трудно и жить дальше по соседству с людьми, которые придут теперь на эту сожженную землю.

Наверно у армян есть причины так решительно отказываться от совместного проживания с азербайджанцами на подконтрольных азербайджанским властям территориях, но кто же эти причины создал? Тут есть вина и армянских националистов, стоявших у истоков этого конфликта и продолжавших потом идейно его подогревать. Но виноваты и все те, кто почти тридцать лет назад поучаствовал в изгнании азербайджанского населения из их домов, кто за все прошедшие годы не нашел в себе сострадания к тем изгнанным азербайджанцам. У армян была возможность с позиции победителя первыми начать примирение, вернуть азербайджанским беженцам их земли, города и села, в которых армяне все равно жить не хотели и не собирались.

Теперь уже армяне не могут рассчитывать на понимание и сострадание от азербайджанцев. В такой ожесточенной межнациональной войне побежденному всегда горе. Но жить по соседству все-таки придется, а в дальнейшем может и научатся опять жить вместе?... На сегодняшний день карабахским армянам надо попытаться, постараться просто там жить, просто остаться в Карабахе, если не в своем селе, то в соседнем, если не в Гадруте, то в Степанакерте. И затем - долгие годы преодоления взаимной ожесточенности, попытки восстановить общение, постепенное преобразование войны в мир.