Келли Джонсон известен как конструктор легендарных SR-71 Blаckbird и U-2 Dragon Lady. Он играл ведущую роль практически во всех разработках компании Lockheed эпохи золотого века авиационной инженерии, войдя в историю как один из отцов американской авиации.
Родом из маленького шахтерского городка, Кларенс Леонард "Келли" Джонсон вырос в семье шведских иммигрантов. Интерес к самолетам он проявлял рано и уже в 13 лет выиграл приз в конкурсе дизайна летательных аппаратов. Во время обучения в университете штата Мичиган, Келли вместе со своим другом уговорили руководство предоставить им доступ к аэротрубе в свободное время. Так парни на одном энтузиазме и тяге к знаниям помогали именитым автокомпаниям в проведении аэродинамический испытаний. А сразу после окончания университета Келли начал работать на компанию Lockheed, которой и посвятил всю свою жизнь.
Его карьера началась с самолета Lockheed Model 10 Electra - это был первый американский двухмоторный цельнометаллический самолет.
Именно Келли, еще будучи студентом, пришел к выводу о путевой неустойчивости прототипа по итогам продувки модели в аэротрубе. Его преподаватель имел иное мнение, но Келли сумел убедить главного инженера компании в своей правоте, предложив изменить хвостовое оперение на "Н" образное с двумя разнесенными рулями направления (на фото ниже). Он также предложил уменьшить зализы крыла (аэродинамические формы перехода крыла в фюзеляж)
Через несколько лет Келли был уже главным конструктором по программе P-38 Lightning - одного из самых красивых самолетов второй мировой, имхо, получившим целую серию модификаций и выпущенным в количестве over9000 штук (10037)
К 1943 году Германия уже начинала серийное производство первых реактивных истребителей и Келли предложил проект самолета P-80 Shooting Star - первого американского реактивного истребителя принятого на вооружение, впоследствии переименованного в F-80 и поучаствовавшего уже только в корейской войне.
Следующим значимым этапом в инженерной карьере Келли стал F-104 Starfighter - первый истребитель, преодолевший скорость в 2 маха. С инженерной точки зрения самолет был незаурядный, но новаторские конструкторские решения в угоду скоростным характеристикам создавали проблемы в управляемости самолетом, и репутация среди пилотов у этой машины была неважная - печальное прозвище "вдоводел" говорит само за себя.
Эти самолеты - за исключением Model 10 Electra - были сконструированы под руководством Келли в созданном им же легендарном подразделении перспективных разработок Skunk Works. Под руководством Келли здесь создали, пожалуй, 2 самых известных и выдающихся самолета-разветчика - знаменитые U-2 и SR-71.
U-2 Dragon Lady до сих пор - вот уже на протжении 65(!) лет - выполняет функцию стратегического стратосферного разведчика. Да, это тот самый черный самолет с велосипедной схемой шасси и тот самый Гарри Пауэрс.
SR-71 Blackbird стал вершиной карьеры Келли Джонсона - самый быстрый самолет в истории, развивавший скорость до 3500 км/ч на высоте до 25 км, тоже выполнял функции стратегического разведчика.
Келли Джонсон прожил славную жизнь, увековечив свое имя в ряду величайших конструкторов не только американской истории. Он умер 30 лет назад в возрасте 80 лет, 21 декабря 1990 года.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
Референсы: