Совершенно необязательно каждый месяц обивать пороги ЖЭУ и бояться пропустить день оплаты, чтобы не “капала пеня”. Можно доверить эту обязанность своему же счетчику. Не звонить диспетчеру, не проверять каждый месяц цифры на табло. Просто довериться счетчику, однажды его настроив.
Вкупе со счетчиками мастера предлагают установить управляющей компании продвинутую систему передачи данных - LoRaWAN. Эта система - собиратель и анализатор информации со всех подведомственных счетчиков в районе, о которых мы будем говорить в статье. То есть это шаг вперед и для жителей, и для УК. Не стесняйтесь требовать в ЖЭУ установки этой системы.
Как мы платим по коммунальным счетам сейчас
Коммунальные услуги — это подача электроэнергии, воды и газа. Жилищные — обслуживание дома управляющей компанией. То есть уборка подъездов, вывоз мусора, иногда - капремонт. За обе категории услуг мы должны исправно платить каждый месяц. Оплатить ЖКУ можно двумя способами: оффлайн и онлайн.
Оффлайн: вы платите через кассу ЖЭУ, поставщика услуг или в отделении банка, а также через терминалы и банкоматы.
Онлайн: через систему ГИС ЖКХ, онлайн-сервисы банков, портал Госуслуг, а также в личном кабинете управляющей компании или поставщика коммунальных услуг.
Вы можете выбрать разные варианты — платить каждому поставщику отдельно или закрыть всё одним чеком. Можете исправно посещать ЖЭУ каждый месяц или же совершить все расчеты в один клик через приложение. Какой бы способ вы ни выбрали, вам придётся сверять показания счетчиков. Каждый месяц вписывать предыдущие показатели и вносить новые.
Как можно платить за квартиру, не сверяя показания
Платежи по счетам ЖКУ через банковские приложения сделали нашу жизнь отчасти проще - нет необходимости стоять в очередях и успевать до перерыва, в надежде вовремя рассчитаться перед УК.
Однако даже если вы используете онлайн-способы оплаты, вам всё равно приходится собирать информацию со своих счетчиков электрической энергии и воды. По разнице показаний вы и платите. Но можно сэкономить еще больше времени и не переписывать цифры, а доверить это своему же счетчику.
Только в обычных устройствах нет такой функции. Она есть в счетчиках компании “Вега-Абсолют”.
Какой счетчик выбрать
Вы можете выбрать обычный счётчик и переписывать его данные каждый месяц. Или же остановите свой выбор на счетчике воды Бетар-Вега СХВЭ/СГВЭ и счетчике электроэнергии ЦЭ2726А R01.
Счетчик воды может не только учитывать расход горячей и холодной воды, но и:
● автоматически передаст данные в специально заданную сеть LoRaWAN - то есть в управляющую компанию
● может передавать данные в радиусе 15 км в селе и на 5 км в городе
● может передать показания с заданной частотой: раз в 5, 15, 30 минут, 1, 6, 12, 24 часа
● питается от встроенной батареи
● имеет "черный ящик" для хранения показаний
Что на деле? Вы устанавливаете такой счетчик дома. Настраиваете частоту показаний. Требуете у УК установить новую продвинутую сеть для передачи данных. Платите по счетам, не перепроверяя и не тратя лишнее время.
То же самое касается и счетчика электроэнергии. Что входит в его функционал:
● сохраняет показания, отправляет их в специально заданную сеть, копит их (до 255 записей)
● до 4 тарифов учета активной энергии
● передает показания по заданному вами графику через сеть LoRaWAN - раз в 1, 6, 12, 24 часа, раз в неделю, раз в месяц
● передает информацию на расстояние до 15 км в селе и до 5 км в городе
● корпус защищен от попадания пыли и воды
На практике: вы устанавливаете счетчик электроэнергии в квартиру. Требуете у УК установить новую продвинутую сеть для передачи данных. Задаете частоту отправки показаний и рассчитываетесь онлайн, не тратя лишнее время на это.
Эти счётчики, как и любые другие должны проходить поверку раз в 4-5 лет (вода) и раз в 16 лет (электричество). Однако ничто не мешает вам поставить эти устройства вне плана очередной поверки.
Кстати, если счетчик находится у вас в квартире/доме/коммерческом помещении, то за его заменой следите вы. Если счетчик расположен на лестничной клетке или в общем коридоре, то можно смело просить замены у управляющей компании или ТСЖ, а также у владельцев дома, если здание муниципальное.
Важно: если вы хотите заменить счетчик сами, то все равно обязаны обратиться в региональную компанию, чтобы работник снял пломбу, а после - снова установил её.
Если не платить за коммунальные услуги
Ужесточение мер к неплательщику идет по нарастающей.
- Сперва должнику ограничат оказание услуги. Компания имеет право полностью или частично лишить пользователя своей услуги, если накопился долг. Обычно организация уведомляет должника об обязанности и дает 20 дней на оплату. С третьего месяца неуплаты компания имеет право ограничить подачу горячей воды, электричества и газа. Подачу холодной воды и отопления нельзя прервать по закону.
- Далее организация может подать на должника в суд. Долг будут взыскивать через судебных приставов.
- Если и на это требование гражданин не реагирует, то его не выпустят за границу. Судебные приставы не были убедительны для должника - открывается исполнительное производство. Сумма долга превысила 30 тысяч рублей - за границу неплательщик не выедет.
- Крайняя мера - выселение из квартиры. Собственника могут выселить из квартиры, если он напрочь забыл о платежах на полгода и больше. Но на улицу его никто не гонит. Квартиру выставляют на торги, взамен предоставляя другое жилье. На разницу сумм гасят долг за ЖКУ и судебные расходы. Остаток вернут собственнику.
Относительно недавнее нововведение по установке приборов учета уже стало не просто нормой, а обязанностью для всех нас. Ваше дело - сделать оплату более удобной или обивать пороги ЖЭУ по старинке, собирая данные каждый месяц.
Дело управляющей компании - собирать данные по клочкам бумаг или же установить систему LoRaWAN и автоматически собирать данные со всех подведомственных счётчиков без сбоев и нареканий.