Комиксы, как феномен современной культуры проделали долгий и тернистый путь, но прижились не везде. Так, например, в России комиксы стали популярны лишь в 2010 году, когда Россия переживает, так называемый, бум комиксов, речь о котором пойдёт чуть позже. Формат комиксов плотно ассоциируется с массовой культурой США, где произошло, пожалуй, самое большое количество появлений популярных сейчас героев, а так же многие фундаментальные изменения, повлиявшие на развитие культуры комиксов в целом.
Тем не менее, начав анализировать данный феномен, можно сделать неожиданные выводы о широком распространении комиксов по всему миру. Данный формат литературно - художественного искусства можно обнаружить в разных странах и традициях, но мы с вами взглянем на наиболее ярких его представителей.
Выше я упомянул о том, что комиксы часто ассоциируют именно с американскими графическими новеллами. По большому счёту на то есть причина. В XX веке в США комиксы приобрели масштаб массового культурного характера, превратившись из обычных историй в газетах Херста и Пулитцера в полноценный вид искусства. В современные же американских комиксах можно выделить несколько отличительных черт.
Следует понимать, что комикс - это формат литературы, а не жанр. Как и любая литература, комиксы могут иметь фантастические, драматические, детективные, комедийные и другие сюжеты, а в некоторых можно встретить комбинацию из нескольких жанров. Таким образом графические новеллы США имеют вид на любой вкус, что значит многожанровы.
Зачастую герои американских комиксов имеют проработанный характер, направленный на выражение конкретного типажа. Например, Супермен или Капитан Америка – типичные «Воины», в чертах Джокера можно увидеть Трикстера, а Чудо - Женщина выражает архетип девы-воительницы. Всё это предаёт героям американских комиксов архетипичность.
Том Хиддлстон в образе Локи на Comic - Con 2016
В настоящее время в США комиксы занимают важную часть жизни каждого заинтересованного в этом человека. Это не только обширная индустрия, представленная издательствами Marvel, DC Comics, Dark Horse Comics и другими, но и признанная часть национальный культуры. Герои и сюжеты красочных историй служат неисчерпаемым вдохновением для голливудских сценаристов и режиссеров. При этом комиксы в США пользуются популярностью не только у детей, но и взрослых. В Сан - Диего с 1970 года проходит международный фестиваль Comic - Con, посвященный комиксам и другим видам современной популярной культуры, собирающий миллионы поклонников со всего мира.
В Японии аналогом комиксов является манга, получившая своё развитие во второй половине XX века и популярная по сей день. Японские графические истории развивались под влиянием западных и американских комиксов, однако своими корнями уходит глубоко в более раннее японское искусство
Манга в Японии по популярности соседствует с такими видами искусства, как кино, аниме и лайт - новеллы. Так как манга уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, то её читают люди всех возрастов. Поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика, бизнес и другие. При этом цензура в Японии практически не распространяется на этот вид искусства, благодаря чему в специализированных магазинах можно легко приобрести даже весьма шокирующий гуро - комикс.
Вообще, в этой стране принято уважительно относится к труду, поэтому потребители в подавляющем большинстве случае покупают мангу в магазинах. К скачиванию в интернете прибегают только в крайних случаях, когда, например, нужно разыскать раритетный экземпляр. Именно по этой причине манга - важный предмет коллекционирования в Японии.
Интересный факт: манга рисуется и печатается в чёрно - белых цветах по двум причинам: дешивизна печати и быстрота работы. Манга, в основном, выходит в толстых журналах по одной главе в неделю. Мангакам нужно успеть нарисовать ещё одну главу к выходу следующего номера журнала. Конечно, имеется и цветная манга, но чаще всего это по небольшому объёму журналы, называемые oneshot или один том.
В Старом Свете комиксы не снискали такой популярности, как в США и Японии, но тем не менее, и здесь имеются свои известные серии и крупные издательства. В Европе комиксы издаются в основном в виде графических романов - толстых книг с завершённым сюжетом в толстом переплёте, хотя имеются и традиционные журналы с мягкой обложкой. В отличие от американских, европейские истории в картинках так и остались преимущественно узконаправленным развлекательным жанром. Главным образом комикс - культура получила распространение во Франции и Бельгии. Одним из основных и самых известных графических романов являются издающиеся с 60-ых годов «Астерикс и Обеликс», по которым было снято несколько фильмов.
Ввиду культурных особенностей в европейских комиксах образ супегрероя и суперзлодея не получил широкого распространения. Общий пафос поведения персонажей тоже заметно снижен, и часто применяется нарочито их карикатурное изображение для выражения комичности повествования. Некоторым особняком в европейской культуре комиксов стоят итальянские рисованные истории, которые называются «фаметти». Преимущественно они рассчитаны на взрослую аудиторию, так как сюжет большинства таких графических новелл весьма специфичен и содержит откровенные сцены насилия и секса. Часто фаметти-комиксы в нарочито гротескной и пародийной форме переигрывают сюжеты привычных американских комиксов про супергероев.
Персонажи журнала "Весёлые картинки"
В целом для советских комиксов был характерен чёткий воспитательный и образовательный посыл. Стоит упомнять о таком российском комиксе, как "Фортран", в развлекательной форме посвящающего юных читателей в основы работы компьютерной техники. В журнале «Трамвай» герои комиксов инспектор Бертрам Вайс и его пес Компостер знакомили подростков с миром сложных взрослых вещей и понятий. Отдельно стоит упомянуть издательство «Муха», выпустившего свои первые комиксы еще в 1988 году. Яркие, красочные иллюстрации и увлекательные сюжеты, проработанные на уровне американских графических историй, пользовались большой популярностью, но, опять же, преимущественно среди молодежи и небольшой категории взрослых энтузиастов.
Во втором десятилетии XXI века российская комикс - культура начала испытывать определённый подъём, хотя толчок в этом направлении дал 2009 - ый год. Издательство «Амфора» выпустило графический роман «Хранители», приурочив его к выходу одноимённого фильма. Несмотря на немалую цену, тираж был раскуплен за несколько месяцев. Был напечатан дополнительный тираж, и он продался так же быстро. Успех этого издания позволил издателям поверить в то, что в России сформировалась платёжеспособная аудитория комиксов. Появились собственные специализированные издательства, например, "BUBBLE", выпускающие 4 линейки
графических историй.