Найти тему

А не пойти ли вам в перголу?

Да-да, мои уважаемые читатели, это я к вам обращаюсь! Что-то в последнее время вы сильно стали переживать из-за меня после этой статьи. А нервничать вредно, поэтому я вам и предлагаю пойти в перголу! Или в берсо! Это кому как больше нравится.

Лично я туда ходила. И не раз. Мне понравилось! Красиво! Необычно! А главное умиротворяет.

Петергоф.  Берсо. Фото автора
Петергоф. Берсо. Фото автора

И это неслучайно, ведь в переводе с французского берсо - это "колыбель". И представляет она собой такую перевёрнутую "люльку" из растений. Берсо придумали садовники Франции в 15 веке, когда начали украшать участки в садах легкими деревянными арками и высаживать около них кустарники и вьющиеся растения. Это и стало прообразом крытых аллей, которые так полюбили французские аристократы. Потом мода на берсо распространилась в Европе и в России.

Первые такие аллеи были открыты в сторону сада и поддерживались рядом колонн или арок, и лишь потом превратились в "крытые" или "огибные аллеи". Огибные аллеи часто встречались во французских регулярных парках второй половины 17 века, в частности в знаменитом парке Версаля, а затем получили распространение и в пейзажных парках 18 столетия.

Садовники того времени старались создать затененное место для неторопливых прогулок и бесед на открытом воздухе. А ещё заботились о смене впечатлений - ведь на выходе из берсо создавался эффект раскрытия пространства.

Берсо не всегда имеет каркас, бывает, что форму тоннеля поддерживают только растения, сплетенные специальным образом. Это уже в северном климате, где листья опадают осенью, каркас подчеркивает пластику сада не только в летний период, но и в другие времена года.

Ораниенбаум. Берсо на берегу пруда. Фото автора
Ораниенбаум. Берсо на берегу пруда. Фото автора

В России одно из первых упоминаний о берсо можно отнести к периоду создания Летнего сада. Затем на протяжение всего 18 века берсо стало применяется не только в садах, принадлежащих императорской семье и богатой знати, но и в провинциальных усадебных парках. Но во второй половине 19 века мода на берсо практически сошла на нет. Ведь украшать таким образом сады и парки было затратно, да и от садовников требовались отличные знания биологии растений и агрономии.

Ораниенбаум. Берсо на берегу пруда. Фото автора
Ораниенбаум. Берсо на берегу пруда. Фото автора

Хотя берсо и были временными сооружениями, их изображения сохранились в гравюрах и акварелях, например, в работах русских художников объединения «Мир искусства»: А. Н. Бенуа и К. А. Сомова, воспевавших ушедшую красоту восемнадцатого столетия. А ещё художников пленяла причудливая игра теней в берсо.

Пе́ргола похожа на берсо, но это не сводчатое сооружение, а галерея с горизонтальным перекрытием. Её опора состоит из повторяющихся секций, соединённых между собой поперечными брусьями.

Ораниенбаум. Пергола на берегу пруда. Фото автора
Ораниенбаум. Пергола на берегу пруда. Фото автора

Пергола может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания. Она тоже предназначена для защиты прохода или террасы от палящего солнца.

Ораниенбаум. Пергола на берегу пруда. Фото автора
Ораниенбаум. Пергола на берегу пруда. Фото автора

В наше время архитектура пергол варьируется от простых деревянных конструкций до сооружений из железобетона.

Ораниенбаум. Пергола на берегу пруда. Фото автора
Ораниенбаум. Пергола на берегу пруда. Фото автора

К сожалению, в современных общественных парках берсо практически не устраивают как по экономической причине, так из соображений безопасности. Но хочется надеяться, что интерес к таким архитектурным формам скоро вернётся, ведь нам так не хватает в наш век вечной спешки мест, где можно полюбоваться игрой света и тени и спрятаться от суеты безумного мира.

Моя машина в тени перголы на даче. Фото автора
Моя машина в тени перголы на даче. Фото автора

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: