Да-да, мои уважаемые читатели, это я к вам обращаюсь! Что-то в последнее время вы сильно стали переживать из-за меня после этой статьи. А нервничать вредно, поэтому я вам и предлагаю пойти в перголу! Или в берсо! Это кому как больше нравится.
Лично я туда ходила. И не раз. Мне понравилось! Красиво! Необычно! А главное умиротворяет.
И это неслучайно, ведь в переводе с французского берсо - это "колыбель". И представляет она собой такую перевёрнутую "люльку" из растений. Берсо придумали садовники Франции в 15 веке, когда начали украшать участки в садах легкими деревянными арками и высаживать около них кустарники и вьющиеся растения. Это и стало прообразом крытых аллей, которые так полюбили французские аристократы. Потом мода на берсо распространилась в Европе и в России.
Первые такие аллеи были открыты в сторону сада и поддерживались рядом колонн или арок, и лишь потом превратились в "крытые" или "огибные аллеи". Огибные аллеи часто встречались во французских регулярных парках второй половины 17 века, в частности в знаменитом парке Версаля, а затем получили распространение и в пейзажных парках 18 столетия.
Садовники того времени старались создать затененное место для неторопливых прогулок и бесед на открытом воздухе. А ещё заботились о смене впечатлений - ведь на выходе из берсо создавался эффект раскрытия пространства.
Берсо не всегда имеет каркас, бывает, что форму тоннеля поддерживают только растения, сплетенные специальным образом. Это уже в северном климате, где листья опадают осенью, каркас подчеркивает пластику сада не только в летний период, но и в другие времена года.
В России одно из первых упоминаний о берсо можно отнести к периоду создания Летнего сада. Затем на протяжение всего 18 века берсо стало применяется не только в садах, принадлежащих императорской семье и богатой знати, но и в провинциальных усадебных парках. Но во второй половине 19 века мода на берсо практически сошла на нет. Ведь украшать таким образом сады и парки было затратно, да и от садовников требовались отличные знания биологии растений и агрономии.
Хотя берсо и были временными сооружениями, их изображения сохранились в гравюрах и акварелях, например, в работах русских художников объединения «Мир искусства»: А. Н. Бенуа и К. А. Сомова, воспевавших ушедшую красоту восемнадцатого столетия. А ещё художников пленяла причудливая игра теней в берсо.
Пе́ргола похожа на берсо, но это не сводчатое сооружение, а галерея с горизонтальным перекрытием. Её опора состоит из повторяющихся секций, соединённых между собой поперечными брусьями.
Пергола может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания. Она тоже предназначена для защиты прохода или террасы от палящего солнца.
В наше время архитектура пергол варьируется от простых деревянных конструкций до сооружений из железобетона.
К сожалению, в современных общественных парках берсо практически не устраивают как по экономической причине, так из соображений безопасности. Но хочется надеяться, что интерес к таким архитектурным формам скоро вернётся, ведь нам так не хватает в наш век вечной спешки мест, где можно полюбоваться игрой света и тени и спрятаться от суеты безумного мира.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё:
- Ах, какой Пассаж!
- Где можно красиво посидеть?