Найти тему
Рок на БиС

Два саундтрека. Рок и фантастика.

Оглавление

В прошлый раз вниманию читателей были предложены саундтреки к фильмам фэнтезийным. Сегодня речь пойдет о фантастике.

обложки альбомов взяты на progarchives.com
обложки альбомов взяты на progarchives.com

Queen "Flash Gordon" 1980

Созданный в 1934 году художником Алексом Рэймондом персонаж одноименного научно-фантастического комикса прожил достаточно бурную жизнь на страницах печатных изданий и в эпизодах сериалов, мультфильмов и ТВ-шоу.

-2

С точки зрения сегодняшнего дня приключения Флэша Гордона, белокурого красавца-интеллектуала, спортсмена и комсомольца представляют собой лютый трэш. Присутствуют: главный герой, его верная подруга, гениальный, но немного чокнутый ученый, красавица-принцесса, загадочная планета, откуда идет угроза Земле, нечеловеческие разумные расы. И, разумеется, Главный Злодей, носящий китайское имя Минг. Впрочем, изначально узкие глаза Минга позже политкорректно округлили. Борьба всего самого хорошего с самым плохим происходит с применением всевозможных "лучей", бластеров, космических ракет, а также заряда бодрости и оптимизма.

Но именно такого рода продукция послужила фундаментом для взлета литературной англо-американской фантастики 40-х и 50-х, а также фантастического кино 60-х и 70-х. О влиянии историй о Флэше Гордоне на создание вселенной Звездных Войн упоминал Джордж Лукас.

Выпущенный в 1980 году крупнобюджетный (с такими звёздами, как Макс фон Сюдов, Орнелла Мути и Тимоти Далтон, в ролях) полнометражный фильм, снятый в экстравагантной манере старых НФ-сериалов, был своеобразным ответом на первые Звездные Войны (Эпизод IV: Новая надежда). Ответом внешне наивным и простоватым, но по мнению многих критиков ироничным и пародийным. Впрочем, эта ирония и пародийность доступны скорее носителям языка, выросшим в западных реалиях и понимающим, где в фильме искать соответствующие элементы. Человеку, воспринимающему американскую культуры со стороны, этот странный, балансирующий на грани китча и арт-хауса кино-балаган может зайти только под определенное настроение.

Может ли помочь созданию нужной атмосферы саундтрек? Режиссер фильма Майк Ходжес (Mike Hodges) и продюсер Дино Де Лаурентис ("Dino" De Laurentiis) пытались решить этот вопрос приглашением самой яркой, театральной, разносторонней, напыщенной и экспериментальной (в рамках мейнстрима) хард-рок команды. Ходит история, что Де Лаурентис, когда ему рекомендовали Queen, якобы воскликнул: "Кто это такие?". Тем не менее, британцы записали звуковую дорожку для "Flash Gordon". Удалось ли с её помощью сделать фильм лучше? Вопрос дискуссионный. Но мой ответ - нет.

Приятные музыкальные моменты на 35 минут звучания пластинки, разумеется, присутствуют. Я выделяю "Flash's Theme", "Football Fight ", "Kiss (Aura Resurrects Flash)". Недурен и заключительный, действительно роковый трек "The Hero". Однако большую часть времени занимают эксперименты участников группы по созданию звуковых ландшафтов с применением ранее не звучавших в музыке Queen синтезаторов. Эти ландшафты далеко не так плохи сами по себе, но всё равно выглядят скорее забавными виньетками, чем полноценными музыкальными картинами. Плюс к тому добавленные в запись диалоги персонажей фильма не добавляют ни динамики, ни стройности композициям, ни удовольствия прослушиванию.

Может и не стоило включать данный альбом отдельным пунктом в дискографию коллектива. Ибо поклонниками группы он был встречен либо большими насмешками, либо полным неприятием. И с прошествием времени отношение к данному проекту у них не поменялось. В истории коллектива он остался в лучшем случае неким курьезом. Из серии тех, что в коллекции быть обязан, но для прослушивания не предназначен.

Ютуб-канал Queen Official

Vangelis "Blade Runner" 1994

Всё-таки саундтреки - это совершенно отдельный музыкальный жанр. Американский портал Allmusic называет его stage & screen. И даже у признанных мастеров и великолепных музыкантов обращение к кино- и театральной музыке не всегда выходит удачным. "Flash Gordon" от Queen - выразительный тому пример.

А вот альбом "Бегущий по лезвию бритвы - Blade Runner", сочиненный и записанный Ева́нгелосом Одиссе́асом Папатанаси́у, он же Вангелис (Vangelis), стал одной из вершин обращения этого талантливого клавишника к искусству кино. Я уже вспоминал о Вангелисе как участнике греческого прог-фольковой рок-группы Aphrodite's Child (Музыкальная Греция. Часть 1. Прогрессив.). Когда Дитя Афродиты прекратило существование, лидер коллектива попробовал себя в разных жанрах. И в электронике, и в нью-эйдже, и в традиционной средиземноморской музыке. Кроме того на счету греческого кудесника больше десятка изданных на LP и CD известных саундтреков, среди которых, на мой взгляд, кроме "Blade Runner" выделяются оскароносный "Chariots of Fire" и "1492 - Conquest of Paradise" .

Фильм Ридли Скотта (Ridley Scott) по мотивам научно-фантастического романа Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" c Харрисоном Фордом и Рутгером Хауэром в главных ролях вышел в 1982 году. Официальная звуковая дорожка к нему увидела свет 12-ю годами позже. В неё вошла не вся музыка, звучащая в фильме, но зато часть композиций была написана специально для вышедшего сразу на CD релиза. Среди них прекрасная вещь под названием "Rachel's Song".

Сюжет футуристического боевика ставит сложные философские вопросы, основной из которых, где проходит граница, определяющая человеческую сущность. Герои фильма как люди, так и андроиды, именуемые в фильме репликантами, решают его каждый по своему на фоне мрачных, но впечатляющих антиутопических декораций.

Изображение взято на  www.pinterest.ru
Изображение взято на www.pinterest.ru

Столь же мрачна и холодна синтезаторная звуковая дорожка к фильму, исполненная Вангелисом практически в одиночку. Кроме него в записи участвовали всего четыре исполнителя. Каждый в одном треке. Известный джазовый саксофонист, участник джаз-роковых If Дик Моррисси (Dick Morrissey) сыграл на "Love Theme". Вокальные партии на "Rachel's Song" принадлежат Мэри Хопкин (Mary Hopkin), наиболее известной по исполнению вот этой песни -

Ютуб-канал Ahmad F Elyan

"Tales of the Future" на псевдо-арабском спел старый товарищ Вангелиса, широко известный в нашей стране по исполнению совершенно иной музыки Демис Руссос (Demis Roussos). Он же должен был исполнить и "One More Kiss, Dear", но услышав демо-версию, напетую Доном Персивалем (Don Percival), отказался от этого намерения. Персиваль не был профессиональным вокалистом, а деятелем британского шоу-бизнеса, работавшим со многими звездами, в частности с Дэвидом Боуи (David Bowie), Элтоном Джоном (Elton John), Status Quo и Родом Стюартом (Rod Stewart). Однако песня в ретро-стиле, делящая альбом практически пополам, Дону удалась на все сто. И Вангелис не стал ничего менять.

Ютуб-канал Paco Alves

Кстати, не соглашусь с обозревателем Allmusic Заком Джонсоном, посчитавшим включение в треклист стилизованной под 1930-е годы баллады неудачным решением. Как раз подчеркнуто мягкое и, как сейчас модно говорить, теплое и ламповое звучание данной песни отлично оттеняет загадочные электронные звуковые картины, наполненные шепчущими звуками фильма. Желающие могут поискать в композициях альбома отмеченные тем же Джонсоном ближневосточные и неоклассические влияния. Я же хочу подчеркнуть другой момент. Вангелис избегает излишней вычурности и псевдо-красивостей, которыми грешат иные мастера черно-белых клавиш. Он далек от минимализма, создавая монументальные полотна, но не играет при этом "лишних" нот, чем-то напоминая манеру Рика Райта из одной всем известной команды.

Если говорить в общем и целом, то саундтрек к "Бегущему по лезвию бритвы" получился произведением, которое смело можно назвать шедевром, весьма поспособствовавшему попаданию фильма, чья судьба поначалу складывалась не слишком удачно, в разряд культовых, элитных и лучших кинокартин НФ-жанра.

Вот такие два саундтрека. Или как говорили в советские времена: "Два мира - два Шапиро".

#vangelis #flash gordon #blade runner

Предыдущие заметки:

Два саундтрека. Рок и фэнтези.