Содержание и анализ
В городе Муром княжил "благоверныи князь" Павел. Дьявол стал посылать к его жене змея-искусителя "на блуд", который приходил к женщине в обличии её супруга. Павел наказал ей, чтобы она выведала у змея о том, "от чего ему смерть хощет быти".
Змей-искуситель поведал, что умрёт он "от Петрова плеча, от Агрикова же меча!". Тогда князь обратился к своему брату, имя которого было Пётр. Поговорив, мужчина согласился помочь Павлу убить змея. Он отправился на поиски Агрикова меча, который привели Петра в церковь. Мужчина помолился и спросил у Бога о том, где же ему искать это оружие. Бог ответил :"Иди вслед мене" и показал то, как Пётр должен добыть меч. После этого мужчина убивает змея-искусителя, но после этого кожа Петра покрывается язвами из-за крови убитого врага.
Он стал искать врачей, но в Муроме ему не помогли. Тогда Пётр поехал в "Ласково", которое располагалась на Рязанских землях. Мужчина пришёл в дом, где сидела "едина девица и ткаше красна", которую звали Феврония. Девушка пообещала вылечить странника, если Пётр возьмёт её в жёны, но он не воспринял слова девушки в серьёз, поэтому согласился. Феврония избавила его от язв, но из-за того, что мужчина не женился на девушке, язвы вновь покрыли его тело. Когда Феврония во второй раз вылечила мужчину, Пётр всё-таки женился на девушке.
После смерти Павла Пётр становится князем Мурома. Бояре не приняли Февронию и сказали :"Хощем вси праведно служити тебе и самодержцем имети тя, но княгини Февронии не хощем, да государьствует женами нашими. Аще ли хощеши самодержець быти, да будет ти ина княгини, Феврония же, взем богатьство доволно себе, отидет, амо же хощет!".
Пётр и Феврония уехали из города, оставив трон, потому что князь чтил законы Божие и не мог расстаться с женой. После их небольшого путешествия супругов нашли бояре, попросили прощения и молили их вернуться на трон. Пётр и Феврония согласились.
Они правили справедливо и кротко. Супруги приняли монашество и просили у Бога умереть в один день. В монашестве они получили имена "Давыд" и "Ефросиния". После их смерти их похоронили в разных местах, хотя супруги позаботились о создании общего гроба ещё при жизни. На утро люди увидели, что "Святая же телеса их обретошася внутрь града в соборной церкви пречистыя Богородица в едином гробе, его же сами себе повелеша истесати". После этого никто не смел их трогать.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Национально-историческая основа повести.
Повесть о Петре и Февронии представляет собой классический образец историко-биографической древнерусской повести XVI века. Местом, где жили герои повести и где происходили события, были станинный русский город Муром и рязанские земли. События, послужившие основой повести, произошли в первой половине XII века, а написана повесть была в конце 40-х годов XVI века выдающимся священнослужителем и писателем Ермолаем Еразмом. Он создал это великое произведение к канонизации новых Чудотворцев Муромских — князя Петра (в монашестве нареченного Давидом) и княгини Февронии (в монашестве нареченной Ефросинией).
С тех пор день этих святых отмечается 25 июня. Связь повести с фольклором. В сюжете «Повести» соединились два основных сказочных сюжета — волшебная сказка о борьбе со змеем и новеллистическая сказка о мудрой крестьянской девушке, выходящей замуж за знатного человека и подвергающейся трудным испытаниям. В повести описывается честная, праведная жизнь муромского князя Петра и его жены Февронии, простолюдинки по происхождению. Их жизнь и в конце ее монашеский постриг сближают повесть с жанром жития святых и придают ей нравоучительный характер.
Повесть как бы вырастает из фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц. В повести воплотилась глубокая мысль, идущая от самого начала народного понимания равенства людей перед правдой. Так, в сказке крестьянский сын Иван женится на царевне, а простая девушка выходит замуж за царевича. Поэтому женитьба князя Петра на Февронии имеет корни в русском фольклоре и в то же время говорит о зарождавшихся изменениях в русском обществе. Подвиг Петра выражает древнейший мифологический, сказочный и позже былинный мотив змееборства.
Убивая змея, герой побеждает зло и тьму. Змей изображен в повести как оборотень, его способность превращаться в человека подчеркивает исконное лукавство дьявола. Показательно, что Петр убивает змея, как богатырь, мечом-кладенцом. Феврония воплощает в повести сказочный образ мудрой девы. Композиция повести. По своей структуре и составу «Повесть о Петре и Февронии Муромских» является образцовой для своего жанра: в начале повествуется о подвигах героев, затем следует повествование об их жизни, включая рассказ о торжестве их добродетели над жизненными испытаниями, затем описывается их смерть и, наконец, чудо, совершающееся после смерти.
Сюжет повести
Сюжет повести о Петре и Февронии отличается от традиционного житийного сюжета следующими признаками: Нет страданий за веру, мученической кончины героев; Нет связи с историей.
Феврония - «мудрая дева» сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость — не только свойство ее ума, но в такой же мере — ее чувства и воли.
Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа. Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей.
В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра» (Д. С. Лихачев. Великое наследие). Художественное своеобразие повести. «Очарование «Повести» — в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц… Отметим и сдержанность повествования, как бы вторящего скромности проявления чувств. Жест Февронии, втыкающей иглу в покрывало и обвертывающей вокруг воткнутой иглы золотую нить, так же лаконичен и зрительно ясен, как и первое появление Февронии в повести, когда она сидела в избе за ткацким станком, а перед нею скакал заяц.
Чтобы оценить этот жест Февронии, обвертывающей нить об иглу, надо помнить, что в древнерусских литературных произведениях нет быта, нет детальных описаний — действие в них происходит как бы в сукнах. В этих условиях жест Февронии драгоценен, как и то золотое шитье, которое она шила для «святой» чаши» (Д. С. Лихачев. Великое наследие). Повесть в оценке литературоведов. «О времени возникновения «Повести о Петре и Февронии Муромских» идут споры.
Одни исследователи относят ее к XV веку, другие — к началу XVI века. Судя по тому, что церковный культ Петра и Февронии в Муроме сложился уже во второй половине XV века, вероятнее, что «Повесть» в каком — то неизвестном нам первоначальном виде была составлена уже в это время. Однако свой окончательный вид «Повесть» приобрела, как это доказала сейчас Р. П. Дмитриева, под пером Ермолая Еразма — писателя, работавшего в середине XVI века. «Повесть о Петре и Февронии» представляет собой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее-соблазнителе и другого — о мудрой деве. Сюжеты эти в «Повести» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претендует на историческую достоверность» (Д. С. Лихачев. Великое наследие).
Библиографический список
Pravoslavie.ru, Hram-troicy.prihod.ru, Iamruss.ru ; Info-shkola, Воскресный день