В 1957 году в Баку был изготовлен самый большой сюжетный ковер. Расскажу, где я его видел. А заодно и о другом ковре-гиганте, который, вероятно, уже никто не увидит.
Я с детства люблю музеи. Сперва меня водила по ним мама: Музей истории Азербайджана, Музей искусств, музеи-квартиры и т.д. А после, став более самостоятельным, я принялся возвращаться к некоторым экспозициям сам.
Музей В.И.Ленина
Одним из любимых бакинских музеев для меня был Музей Ленина. Не потому что я так обожал вождя мирового пролетариата, просто в музее было полно интереснейших для всякого мальчишки предметов: макеты (например, макет Лондонской библиотеки), винтовки, пулеметы... Были удивительные шахматы на четырех игроков и многое другое. Да и вход в Музей Ленина был бесплатным, что тоже немаловажно.
Большая часть экспонатов Музея Ленина в Баку была, разумеется, скопирована с экспонатов московского (наш музей официально был филиалом). Наверняка в Москве была специальная мастерская, тиражировавшая макеты, панно и даже пальто Ильича, на котором цветными крестиками отмечали следы от пуль.
Но были у нас в Баку и эксклюзивы. Один из них до сих пор стоит в Музейном центре на проспекте Нефтяников. Это типографский станок из подпольной типографии «Нина», где в Баку печатали большевистскую газету «Искра».
Ковёр имени Ленина
А напротив станка когда-то висел исполинский ковёр с Лениным в центре. Ковёр был так велик, кто несмотря на величину зала на первом этаже, он никак не мог поместиться на стене целиком и частично ложился на пол. Я предполагаю, что его габариты были 7,5 метров в высоту на 10 метров в ширину. А его официально заявленная площадь была 75 квадратных метров!
Для сравнения скажу, что знаменитый азербайджанский ковер «Шейх Сафи» (1540 г), являющийся одной из жемчужин лондонского музея Виктории и Альберта, имеет площадь примерно 57 квадратных метров.
«Ленинский ковер» был соткан азербайджанскими мастерами к 40-летию революции — в 1957 году.
Сообщалось, что для его орнамента мастера из артели «Инджесенет» использовали 196 тонов цвета пряжи. 50 лучших ткачей республики работали над этим ковром более четырех месяцев. А композиция, орнаментация ковра и все руководство проектом принадлежало Лятифу Керимову — выдающемуся азербайджанскому ковроткачу и ученому-искусствоведу, тому самому, который через 10 лет создаст первый в мире Музей ковра.
Сюжетные изображения были исполнены по эскизам Кязима Кязим-заде и Исмаила Ахундова. В центральном медальоне Ленин стоит над толпой на условной Красной площади. Под ним надпись: «Великому Ленину — от азербайджанского народа». На правом медальоне — юный Владимир Ульянов выступает среди студентов. На левом — руководитель СССР встречается с Нариманом Наримановым.
В настоящее время этот ковер находится в запасниках Азербайджанского Национального Музея ковра. Экспонировать его, в силу габаритов, технически очень сложно. Но в музее представлены другие замечательные ковровые изделия. В том числе и произведения советской эпохи. Придя в музей, вы найдете их на третьем этаже.
Выставка советских ковров
В начале 2020 года в Москве, в Государственном музее Востока, прошла выставка «Эхо советского Азербайджана. Ковер. Вышивка. Плакат». На ней были представлены очень интересные произведения азербайджанских мастеров. Выставка была посвящена 10-летию включения азербайджанского ковроткачества в Список культурного наследия ЮНЕСКО. Это был совместный проект Государственного музея Востока и Азербайджанского Национального музея ковра. Листайте карусель!
Ковер для Сталина
...В прессе мне удалось найти упоминания о другом ковре-гиганте, созданном мастерицами-азербайджанками под художественным и техническим руководством Л. Керимова, заслуженных деятелей искусств Азербайджанской ССР И. Г. Ахундова и К. Кязим-заде в 1949 году. Его ткали 8 месяцев. Выпуск ковра был приурочен ко Дню сталинской конституции и, по всей видимости, ко дню рождения самого Сталина.
Газета «Правда» писала:
«В центре ковра выткан портрет великого вождя народов, творца Конституции СССР. Иосиф Виссарионович Сталин изображен во весь рост в рабочем кабинете.
Но краям ковра, на фоне изумительного азербайджанского орнамента, выткано более 70 изображений — пейзажей, гербов, орденов, эмблем, портретов и т.д. Исполненные с большим мастерством, они органически связаны с общей композицией ковра.
Ковер отображает эпизоды из героической революционной борьбы бакинского пролетариата под руководством товарища И. В. Сталина, воспроизводит моменты из революционной деятельности великого вождя, показывает успехи азербайджанского народа за годы советской власти».
Тот ковер был чуть меньше «ленинского» — 70 квадратных метров (7х10 м)! За него Лятиф Керимов и его коллеги в 1950 году были удостоены Сталинской премии первой степени. Подробней о создании этого ковра вы можете почитать в журнале «Огонек» (№17 за 1950 год).
Какова судьба Сталинского ковра? Директор Национального Музея ковра Ширин Меликова любезно сообщила мне, что он хранится в запасниках Азербайджанского Национального Музея искусств. Ранее я предполагал, что борьба с культом личности, последовавшая после смерти Сталина, сказалась и на ковре. Большевики по части уничтожения памятников были также суровы и непримиримы, как и в борьбе с идеологическими противниками. Но, к счастью, ковер сохранили. А значит есть шанс, что он когда-нибудь будет доступен зрителям.
Здесь вы можете узнать о другом Ленине-рекордсмене из Баку.
А здесь я рассказываю о коллекции русского искусства в Национальном Музее искусств Азербайджана.