Нам трудно это представить, но еще сто лет назад большинство жителей России было безграмотным или малограмотным, особенно в сельской местности и на иноязычных окраинах государства. Дети с ранних лет должны были помогать взрослым на полях, а с двенадцати лет они уже могли быть в услужении у кустарей, лавочников, богатых горожан. Девочки шли в няньки и посудомойки. Поэтому на учебу не оставалось времени.
В деревнях занятия в начальных школах более или менее полноценно шли только с поздней осени до ранней весны и лишь в светлое время суток, так как тогда не было электрических ламп, и свет предоставляли лишь керосиновые лампы. В городах образование было более доступным. Большинство детей из рабочих семей посещали начальные школы, а наиболее упорные и способные могли затем поступить в реальные училища, где наряду со знаниями получали производственные профессии. Лишь немногие потом могли продолжить образование в высших учебных заведениях.
В то время ценили книги, и если в семье были грамотные, то по вечерам после ужина все собирались за общим столом и при тусклом освещении занимались ремеслом или рукоделием, а грамотей в это время читал вслух календарь или книгу. Вечерние чтения были традицией и у интеллигенции, и у дворян.
Книга была едва ли не единственным «окном в мир». С ее помощью можно было переместиться в другие страны и времена, многое узнать по географии и истории. Книжные герои часто становились образцом для подражания. Чтение развивало воображение, и дочь кухарки могла представить себя в образе Золушки или заколдованной принцессы, а мальчик на побегушках – отважным рыцарем или богатырем.
И как бы ни ругали большевиков и Советскую власть, но только с ее приходом стало возможным и доступным образование для всех слоев общества. Повсеместно начали строиться школы, в которых создавались группы и для взрослых. В стране был провозглашен всеобуч.
Для поступления в вузы готовили молодежь на рабочих факультетах, рабфаках. Таким образом возрастало количество новой интеллигенции. Многие выдающиеся ученые, инженеры, полководцы, артисты, писатели, художники, учителя и врачи вышли из ее рядов.
К сожалению, сейчас дети и молодежь берут в руки только те произведения, что положено прочитать по школьной программе, да и то зачастую в усеченном виде. Некоторые учащиеся и студенты могут еще посмотреть фильмы или спектакли по этим книгам, так как все можно обнаружить в телевизионных программах или в интернете. Но при этом возникает опасность не постичь замысел писателя, а принять точку зрения режиссера и оценивать события в его видении и интерпретации.
Таким образом, искажается авторский замысел и идейное содержание литературного произведения, а также не в полной мере включается творческое воображение человека. Ученые доказали, что при чтении мы отключаемся от повседневных забот и волнений и тем самым оберегаем свою нервную систему, а его мозг копит новые знания и впечатления.
При этом также идет укрепление памяти. Поэтому, даже не зная правил, много читающие люди пишут без ошибок. У них значительно расширяется словарный запас, и такие личности становятся интересными собеседниками, способными анализировать любую жизненную ситуацию.
При чтении формируется адекватное мировоззрение о и объективное мышление. Помогает чтение и в лечебных целях. Оно может стать профилактикой при опасности болезни Альцгеймера, при которой затухает деятельность головного мозга. А если на ночь прочитать хотя бы несколько страниц любимой книги, то и сон будет крепче. Словом, чтение полезно во всех отношениях, и любовь к нему надо воспитывать с раннего детства.