Найти тему
Кинотаурус

«Глубже!», или главная эротическая сатира страны. Комедия, которую мы заслужили

Оглавление

Громкий заголовок? Даже очень громкий... Представить данный фильм иначе Вам, читателю, у меня просто-напросто не получится. «Глубже!» — недавняя комедия от Михаила Сегала («Рассказы», «Мир крепежа»). Комедия — это слишком отдалённое описание жанра для этого произведения. И да, вроде как, посмеяться вдоволь тут можно. Но загвоздка в том, что в определённый момент фильм начинает излагать правду текущих дней, изобличая те или иные аспекты современного общества... Тут уже типичная комедия отходит на второй план и начинается сатира... О которой я и предлагаю поговорить.

Александр Паль. Кадр из фильма «Глубже!»
Александр Паль. Кадр из фильма «Глубже!»

Официальный синопсис

Молодой режиссер, мастер психологической глубины, попадает в порно-индустрию и заставляет всех играть по своим правилам. Никогда еще порно не было таким глубоким!

Сцена из фильма

Акт первый — Non-satire

В юморе со времён появления интернета, в частности мемов, появилось новое направление — “без сатиры” или же “non-satire”. Это показ комичных ситуаций, где ключевой образ носит реальный характер. Вроде как, это сатира, но ничего не высмеивалось — показанное действительно происходило в нашем обществе и зачастую подобное вызывает лишь страх. Пример подобного юмора:

-2

Первое действие фильма, то бишь его экспозиция не показывает зрителю то, что можно привычно назвать сатирой. Работа бывшего режиссёра в театральном кружке в школе? Не тянет на сатиру — такое можно заметить и в повседневной жизни. Смех зрителей театра над смехом актёра на сцене? Тоже нет — такой “юмор” современный человек потребляет постоянно. Может попытки режиссёра податься в порноиндустрию? Тоже нет. Вообще, данная идея давно витала в воздухе. Она появилась почти сразу после глобализации интернета, ведь как известно “the internet is for porn”.

Относительно недавно, а если быть точнее, то пару лет назад, появился американский ресурс ровно с тем же названием, что и у фильма. Основной идеей сайта стал упор на сюжет и игру актёров/актрис. Теперь же Михаил Сегал, копируя и идею, и название, спешит порадовать русского зрителя...

Порадует ли? В первом акте, даже несмотря на то, что сатиры там вовсе нет — определённо порадует. Комичность здесь дают те ситуации, которые рядовому зрителю могут показаться абсурдными. Но так или иначе, они показывают современное нутро, мимолётом пытаясь проговорить важное — культура давно шагнула вперёд, но это далеко не предел...

Александр Паль и Олег Гаас. Кадр из фильма «Глубже!»
Александр Паль и Олег Гаас. Кадр из фильма «Глубже!»

Акт второй — Non-humour

Здесь сюжет значительно переобувается — с летних сандалей да сразу в валенки. Действие резво скачет по вершинам сценария, от чего можно потеряться в задумках автора. То ли он хочет показать эротическую фарсовую комедию, то ли политическую иронию — Михаил так и не смог определиться. Что же, попробуем угадать...

Видимо, количество комичных ситуаций на съёмках порно оказалось равно двум, и ни каплей более. Именно после двух действительно смешных мизансцен зрителя с головой опускают в дебри политоты и всего, что с ней связано. Минкульт, власть, да и сам президент РФ появляются на экранах в тех или иных гротескных представлениях авторов. Телевидение здесь пытаются высмеивать с помощью образа Киселёва, оппозицию с помощью Дурова... Только вот, смешно ли это? Нет.

Проблем во втором акте хватает. От комедии ситуаций Сегал уходит в насмешки, которые ему, мягко говоря, не даются. Чеховское чаепитие президента и главгероя где-нибудь, скажем, на берегу реки — смешно ли это? Можно ли это назвать сатирой? А может прямое указание на Чехова — преображение главгероя в именитого драматурга? Ок, мы поняли.. Сатиру здесь днём с огнём не сыскать... Зато постоянное станиславское "Не верю!" так и норовит на прямоту авторов. Мол, текущие деятели искусства — это ничто иное, как порнофилы.

И если в первом акте зрителя радужно встречала комедия, то во втором — лишь слабенькое упоминание юмора. Вдоволь насмеявшись, зритель может просто уснуть на середине просмотра — всё-таки резкий выход из локальной, почти ламповой обстановки в глобальные масштабы даёт о себе знать. Даёт о себе знать и резкая смена направления юмора — ситуационная комедия превращается в политическую "околосатиру"...

Игорь Угольников. Кадр из фильма «Глубже!»
Игорь Угольников. Кадр из фильма «Глубже!»

Акт третий - Non-finale

И вот она, желанная концовочка. Картина показала зрителю две свои стороны — неплохую копированную идею на старте и политические блуждания в середине. На чём же авторы сделают упор в своём заключении? Чем закончится такая необычная история?

Чтобы открыто не спойлерить, дальше я постараюсь говорить метафорами.

Представьте себе следующее: у Вас на руках есть сценарий, который достался Вам по наследству или от друзей. Это явная комедия, начинающаяся весьма бодро — в ней заметен отличный приток новых веяний в искусстве и просто ситуаций, способных вызвать резонанс. Далее, комедия эта уходит совершенно в другом направлении, открывая всё более новые горизонты, но при этом теряя свой изначальный шарм. И вот перед Вами стоит задача — закончить сие произведение. Разумеется, Вы попытаетесь прийти к первоначальному виду. Закончить творение на том, с чего оно началось — это ведь в своём роде и гениально даже?

Но здесь у Вас будет небольшое преимущество перед автором картины «Глубже!» — у Вас была возможность не зацикливаться на определённых идеях и рассудить всё по полочкам. Михаил Сегал же данной возможности не имел. Поэтому, если всматриваться в финал ленты объективно, то да, в нём чувствуется попытка вернуться в первоначальное русло и завершить историю "правильно". Но лишь попыткой авторы и ограничились...

В концовке почти нет и не будет комедии — это исключительный арт-хаус. Да, возможно, что кто-то и улыбнётся со сцены в ресторане, где главгерою подали мясо. Возможно, что кто-то посмеётся над оргией в театре. Увы и ах, таковы реалии, а автор лишь даёт намёки.

Ключевым же аспектом в финале выступает то, что здесь появляются герои из первого акта. Это подталкивает на отличные рассуждения о заключительной идее Михаила Сегала... Но этой самой идеи не наступает. Её просто нет. Фильм заканчивается на простой нотке — мораль победила.

Безусловно, здесь можно начать выпытывать сценарий и искать какие-то важные зацепки. Можно даже постараться и подвести кино под концепции натурализма или дадаизма. Мол, если гений творит хаос, то хаос непостижимо окутывает весь мир. Но надо ли это? Слишком сложно, знаете ли, обводить вокруг пальца на листке сразу десять линий и оставить их параллельными. Да и бесполезное, по сути, это занятие...

Лично мне финал пришёлся по вкусу. Да, не идеальный. Да, не законченный. Но в нём не были заметны привычные зрителю штампы и многословность. Просто оставим здесь пометку "авторская лирика" и пойдём дальше, вкушать технические стороны картины...

Александр Паль и Любовь Аксёнова. Кадр из фильма «Глубже!»
Александр Паль и Любовь Аксёнова. Кадр из фильма «Глубже!»

Технические стороны

Если коротко - много чего не понравилось. Если детальней, то читаем...

Начнём с визуального ряда. Чего-то такого, что создавало бы "вау-эффект", здесь нет. Графика на приемлемом уровне, но её не так уж и много. Бюджет картины можно заметить лишь в представительских авто, в арендованных телевизионных помещениях, а также в MacBook`ах.

В атмосфере были сложности с уже упомянутыми выше жанровыми разногласиями — то комедия, то нет. Также сюда добавляет сложностей и YouTube с эротикой, и гопники, которых можно "вывести из строя" просьбой сделать фотографию, и даже Игорь Верник с волосами. Можно заявить, что это отличная ирония, но как бы не так. Хотя, первый кадр с Верником позабавил...

К звуку не придраться, но музыка к концу фильма изрядно надоела. Главная тема здесь звучит почти постоянно. Увы, такой подход мне не по нраву. И да, я прекрасно осознаю, что музыка должна была добавлять комичности в показанное, но как-то мимо.

Актёры мне понравились. Хвалить Александра Паля, я полагаю, даже не стоит... Всем итак понятно, что он — восходящая звезда отечественной киноиндустрии. А вот кого явно стоит отметить, так это Любовь Аксёнова и Олег Гаас. Эти двое примерили на себя необычные образы. Справились ли? Моё мнение, что да. И ещё, несомненно, стоит отметить Игоря Верника с волосами...

Операторы местами смогли зацепить меня своими чудесными кадрами, но порой выбор ракурса оставлял желать лучшего. К примеру, момент, где герой Паля садится в машину — зачем это нужно было? Смотрелось, как какое-то хоум-видео... Ах да, намёк теперь понятен! Ок, претензия снимается...

Монтаж показался мне уверенным, но иногда он будто зарывал сам себя. Длинная мизансцена, в которой старательно раскрывается комедия, а следом — клиповая нарезка, как герои добиваются мировой славы. Примитивизация на смену объективизации — этого ли Вы хотели, авторы?

Про уникальность следует сказать, что для России продукт явно новый, но большинство идей он скопировал у запада.

Оценки

  • Визуальный ряд: 0 баллов;
  • Атмосфера: 0 баллов;
  • Музыкальное и звуковое сопровождение: +1 балл;
  • Актёрская игра: +1 балл;
  • Операторская работа и монтаж: +1 балл;
  • Уникальность: +1 балл;
  • Экспозиция: +1 балл;
  • Завязка: 0 баллов;
  • Развязка: +1 балл;
  • Общие аспекты: +1 балл.

Вердикт

Такой вот неоднозначной вышла недавняя комедия от Михаила Сегала. «Глубже!» обладает массой проблем, но главное здесь то, что продукт оказался странным на вкус — поначалу сладок, а под конец горчит. Да-да, ощущения те же, что съесть жёлтую витаминку. Но не забываем и про сильные стороны картины, которых тут также не мало. Моя рекомендация будет следующей — явным приверженцам аморализации современного общества точно смотреть, остальным — по желанию. Учтите лишь одно — если Вы хотите увидеть здесь комедию, то она будет, но лишь в первой половине. Итоговая оценка от канала: 7 баллов из 10 возможных.

Да, возможно, я излишне придираюсь к этому фильму, всё-таки здесь были правильные мысли и оказался он далеко не примитивной русской комедией. Надеюсь почитать в комментариях Ваше мнение о данном произведении.

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛