Поиск смысла жизни - это сложная философская тема, которая встречается как в сочинении ЕГЭ, так и в итоговом. Философской или вечной она называется потому, что волнует каждого человека, вне зависимости от его возраста, профессии, социального статуса, но единого ответа на вопрос: «В чем же заключается смысл жизни?» не существует. Для каждого это нечто свое, причем в течение жизни он может меняться, утрачиваться.
Поиск смысла жизни – это неотъемлемая часть духовного роста и осознания себя, поэтому не удивительно, что практически в каждом романе или повести в том или ином виде присутствует эта тема. В рассказах она встречается гораздо реже, так как малая форма не подразумевает глубоких размышлений о психологическом состоянии человека. Там рассматриваются по большей части бытовые ситуации, но есть и исключения.
Мы рассмотрим несколько аспектов темы поиска смысла жизни:
1. Поиск себя, то есть своего предназначения:
🟠 А.С. Пушкин «Евгений Онегин»;
🟠 М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Григорий Печорин).
Аргумент 1: Григорий Александрович – молодой блестящий офицер, дворянин. Он богат, красив, умен, то есть имеет все, что только можно пожелать, но, несмотря на это, он несчастлив. Его мучает скука. Он стремиться найти свое предназначение, смысл жизни, но не может этого сделать. Перед дуэлью с Грушницким он задается вопросами: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы!». Печорин стремиться быть честным перед собой и окружающими, но, будучи эгоистом и человеком, воспитанным в превосходстве над другими, он не способен никому дать счастья. Он не проходит испытания дружбой и любовью, потому что не хочет ничего отдавать. Герой считает, что в дружбе один всегда раб другого, а он не хочет никому подчиняться или кем-то командовать, в любви к Вере, к Бэле, княжне Мери он не желает терять свою свободу, поэтому, когда чувствует, что по-настоящему влюбляется, растворяется в другом человеке, он заканчивает отношения. Таким образом, обесценивая дружбу и любовь, как любой «лишний человек», он сам же лишает свою жизнь смысла.
2. Поиск счастья и новых ценностей:
🟡 Л.Н. Толстой «Война и мир» (Андрей Болконский, Пьер Безухов);
🟡 Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (поиски 7 крестьян-правдоискателей).
Аргумент 2: 7 мужиков: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, Пахом и Пров сходятся на столбовой дороженьке и начинают спор о том: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Каждый называет своего кандидата и не желает слушать оппонентов, а потому они совместно решают найти счастливого.
«Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…».
Этот спор и желание найти счастливца далеко не случайны, потому что происходит это в пореформенный период, после отмены крепостного права, когда жизнь стремительно менялась, прежние ценности и ориентиры теряли свое значение. Для того чтобы понять, к чему же надо стремиться, в чем смысл жизни и где искать счастье, герои и совершают свое путешествие. Но ни один из названных ими в начале поэмы кандидатов, себя счастливым не чувствует. Таким образом, автор подводит странников и читателей к мысли, что счастье и смысл жизни не в материальном достатке, а в служении своему народу.
3. Смысл жизни, который люди ошибочно видят в материальных ценностях:
🟣 А.П. Чехов «Крыжовник»;
🟣 И. Бунин «Господин из Сан-Франциско».
Аргумент 3: Главным героем рассказа-притчи И. Бунина является типичный представитель буржуазного общества – господин из Сан-Франциско. Он настолько безлик, что не имеет даже имени в повествовании. Главным смыслом его жизни были деньги, полное финансовое благополучие. Все это он получил, полностью игнорируя духовную составляющую, однако насладиться жизнью во всех довольствах так и не смог. Во время путешествия в Старый свет, то есть в Европу, он внезапно скончался от удара. Герой считал, что защищен от всего на свете, любим и уважаем, благодаря богатству. Однако, как только у него случился приступ, все отвернулись от господина кроме жены и дочери, которые также недолго скорбели. Прислуга, до того выполнявшая каждую его прихоть, зло смеялась над его немощностью и скорой смертью, а богачи, среди которых он еще недавно вращался, расценили его смерть как неприятность, испортившую им вечер из-за того, что один из гостей видел его припадок.
«Не будь в читальне немца, быстро и ловко сумели бы в гостинице замять это ужасное происшествие, мгновенно, задними ходами, умчали бы за ноги и за голову господина из Сан-Франциско куда подальше – и ни единая душа из гостей не узнала бы, что натворил он».
Даже супруга не посмела спорить, когда тело господина без всяких почестей поместили не в гроб, а в ящик из-под содовой и погрузили в трюм.
Здесь показано, что несмотря на перевернутую систему ценностей, принятую в обществе богачей, жизнь все же расставляет все на свои места: человек, делающий смыслом своей жизни материальный достаток, в итоге становится лишь куском гниющей плоти, не нужным никому.
4. Поиск смысла жизни в призвании, работе:
🟢 М. Горький «Старуха Изергиль» (Данко):
🟢 М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»;
🟢 А. Грин «Зеленая лампа» (Джон Ив).
Аргумент 4: Главный герой рассказа А. Грина – бродяга, над которым Стильтон, богатый испорченный человек, решает поставить эксперимент, утверждая, что по-настоящему интересно играть только с живыми людьми и их судьбами:
«Я хочу сделать вам предложение, от которого у вас сразу блеснут глаза. Слушайте: я выдаю вам десять фунтов с условием, что вы завтра же наймете комнату на одной из центральных улиц, во втором этаже, с окном на улицу. Каждый вечер, точно от пяти до двенадцати ночи, на подоконнике одного окна, всегда одного и того же, должна стоять зажженная лампа, прикрытая зеленым абажуром. Пока лампа горит назначенный ей срок, вы от пяти до двенадцати не будете выходить из дому, не будете никого принимать и ни с кем не будете говорить».
А своему другу Стильтон сказал так:
«Милейший Реймер, когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбнитесь. Там, за окном, сидит дурак. Дурак, купленный дешево, в рассрочку, надолго. Он сопьется от скуки или сойдет с ума… Но будет ждать, сам не зная чего».
Однако Джон Ив распорядился своей судьбой по-другому. Он стал читать, заинтересовался анатомией человека, приложив усилия и старания, прошел обучение и в итоге стал врачом, обретя, таким образом, смысл жизни в помощи другим. Помог он и Стильтону, когда тот разорился и попал к нему в качестве пациента, сломав ногу.
5. Потеря или отсутствие смысла жизни:
🔵 А.П. Чехов «Ионыч»;
🔵 М. Горький «На дне» (Актер).
Аргумент 5: Актер – один из обитателей ночлежки Костылевых. Спившийся и опустившийся человек, практически потерявший смысл жизни. Но вдруг в его жизни появляется странник Лука, говорящий о том, что не все еще потеряно, можно избавиться от мучающей его зависимости и начать жизнь заново, что существуют дома, в которых помогают таким, как он. На время он вновь обретает надежду, посещает даже прежнее место работы – театр, и берется учить роль. Но так же внезапно, как появился, Лука исчезает, поддержать Актера становится некому, а его соседи по ночлежке грубо подшучивают над его доверчивостью:
Сатин: Пойдешь – так захвати с собой Актера… Он туда же собирается… ему известно стало, что всего в полуверсте от края света стоит лечебница для органонов…
Актер (высовываясь из печи): Орга-ни-змо-в, дурак!
Сатин: Для органонов, отравленных алкоголем…».
Актер, осознав, что все слова Луки о лечебнице - это ложь, что-то несбыточное, окончательно теряет смысл жизни и вешается.
Удачных вам сочинений!