В 1980-е годы в США - это период президентства Рональда Рейгана. Страна пережила Вьетнамскую войну, Уотергейтский скандал и наконец обрела покой - политики и СМИ говорили о том, что теперь все тихо и хорошо. Но кино кричало об обратном. Кинематограф говорил все плохо и все является не таким, как кажется.
В 1980 г. вышел "Бешеный бык" о противоречивом сложном человеке, который борется с самим собой, со своими страхами и реальными проблемами. В этом же году на экранах были "Обыкновенные люди" - эмоциональный рассказ о семье в кризисе, о сломленных людях, боящихся окунуться в темные омуты, живущие внутри них.
"Синий бархат" 1986 г. и "Сияние" 1980 г. погружали зрителя в амбивалентные, странные миры. А революционное использование Стенли Кубриком стэдикам позволило погружаться зрителям в мир повествования и терять счет времени.
1980-е начались с крупного кинопровала Майкла Чимино и его ленты "Врата рая". После успеха "Охотник на оленей" режиссеру дали карт-бланш, но 3,5 часовой фильм стал слишком дорогой ошибкой - после нее студии стали отказываться от спорных, слишком артхаусных фильмов.
В 1980 г. выходит "Звездные войны: Империя наносит ответный удар" Джорджа Лукаса, в 1981 г. "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега" Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, в 1982 г. "Инопланетянин" и "Полтергейст" Стивена Спилберга, в 1984 г. "Гремлины", в 1985 г. "Балбесы" - все эти фильмы были студийными кассовыми экшенами с напряженными сюжетами, но все они базировались на реальных историях людей и городских легендах.
А Роберт Земекис снял "Назад в будущее" 1985 г. и "Кто подставил кролика Роджера" 1988 г. - динамичные фильмы, созданные до компьютерной графики с очень сложными съемками и физическими спецэффектами.
Голливуд стал показывать зрителям совершенное новые образы. В "Вердикт" 1982 г. зрители неожиданно увидели легендарного Пола Ньюмана в качестве опустившегося человека, не гламурного, живущего реальной тяжелой жизнью. В 1983 г. "Большое разочарование" и "Язык нежности" показали разрыв в мышлении поколений, реальные взаимоотношения, взросление и трудности настоящей жизни.
"Язык нежности" стал первым фильмом в жанре "драмеди" - рассказав одновременно смешную и трагичную историю. 1980-е стали эпохой зарождения множества новых поджанров комедийного кино. Вуди Аллен и его фильмы "Ханна и ее сестры" 1986 г., "Зелиг" 1983 г., "Преступления и проступки" 1989 г. и др. стали комедиями, которые не стремятся рассмешить зрителя каждую минуту.
Комедии Роба Райнера "Когда Гарри встретил Салли" 1989 г., "Это - Spinal Tap" 1984 г., "Принцесса-невеста" 1987 г. по новому соединили разные жанры в кино, сбалансировали глупое и умное.
"Всплеск" 1984 г., "Аэроплан" 1980 г., "Полицейская академия" 1984 г., "Крокодил Данди" 1986 г., "Трое мужчин и младенец" 1987 г., "Охотники за привидениями" 1984 г., "Голый пистолет" 1988 г. привнесли много нового в комедию. А популярное телешоу "Субботним вечером в прямом эфире" превратило комедийных актеров в суперзвезд.
Из стендапа в кино появился Эдди Мерфи - первая крупная черная суперзвезда комедийного кино. А его фильм "Поездка в Америку" 1988 г. доказал, что кино с полностью черным актерским составом способно иметь массовый успех.
1980-е годы были периодом оптимизма после сложных 1970-х. Однако существовал страх, что благополучие может рухнуть и это породило постапокалиптический поджанр боевиков. "Робокоп" 1987 г., "Безумный Макс 2: Воин дороги" 1981 г., "Бразилия" 1985 г., "Бегущий по лезвию" 1982 г. демонстрировали страшные, но одновременно невероятно красивые, визуально изощренные миры.
В 1986 г. Джеймс Кэмерон снял сиквел фантастики Ридли Скотта "Чужие". Его сильная, храбрая героиня Сигурни Уивер разорвала шаблон женщин-героинь в боевиках. Такие ленты как "Роковое влечение" 1987 г., "С девяти до пяти" 1980 г., "Деловая женщина" 1988 г., "Теленовости" 1987 г., "Тутси" 1982 г. провозгласили изменения в позиции женщин, их карьерных амбициях. Они показали реалистичных героинь, берущих дело в свои руки и добивающихся успеха.
Вышедший в 1983 г. музыкальный фильм "Танец-вспышка" стал очень важной лентой для своего поколения. Он сыграл огромную роль в популяризации MTV. А кинематограф научился передавать чувства героев и рассказывать их историю через музыку, создавая "Свободные" 1984 г. и "Грязные танцы" 1987 г.
Более того, в 1980-е герои голливудских фильмов научились разговаривать с подростками на темы, которые их интересуют и тем языком, на котором они разговаривали в реальной жизни. "Быстрые перемены в школе Риджмонт-Хай" 1982 г., "Скажи что-нибудь" 1989 г., "Шестнадцать свечей" 1984 г., "Выходной день Ферриса Бьюллера" 1986 г., "Клуб Завтрак" 1985 г. стали эталонными лентами, показавшими подростков, которые работают и имеют интимную жизнь.
Из подростковых лент появилась новая звезда 1980-х - Том Круз. Его "Рискованный бизнес" 1983 г., "Лучший стрелок" 1986 г., "Цвет денег" 1986 г. стали олицетворением ухода старого поколения и прихода нового, противопоставленного с наследию отцов.
Так как забыть ошибки прошлого, вычеркнуть 1960-е и 1970-е из истории США было невозможно, в кино появились боевики, прославляющие героев сильной Америки. Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Жан-Клод Ван Дамм, Чак Норрис стали олицетворять образ крутых героев. В отличие от героев былых времен эти ослепляли своими физическими способностями и прекрасным торсом. Но уже к концу 1980-х "Крепкий орешек" 1988 г. с Брюсом Уиллисом вернул на экраны некрутых героев боевиков, заставляющих сопереживать герою и видеть в нем обычного человека. Кроме того, этот фильм стал первым, показавшим, что злодей может быть интеллектуалом.
В 1980-е годы вышло немало лент, представляющих собой социально-политические комментарии о настоящем и прошлом. "Лицо со шрамом" 1983 г. и "Уолл-стрит" 1987 г. обращались к пагубности капиталистических ценностей. А "Взвод" 1986 г., "Рождённый четвёртого июля" 1989 г., "Цельнометаллическая оболочка" 1987 г. не только отдавали дань солдатам, но показывали ужасы войны, рассказывали о том, что происходило на самом деле.
В это десятилетие было снято множество крупных исторических и биографических фильмов, таких как "Слава" 1989 г., "Красные" 1981 г., "Последний император" 1987 г., "Регтайм" 1981 г., "Ганди" 1982 г., "Амадей" 1984 г., - это был апофеоз исторического кинематографа.
И конечно же 1980-е - это период рождения такой крупной звезды как Мерил Стрип. Редко когда отличный артист становится крупной звездой, но в ней это случилось. Ее работы в фильмах "Выбор Софи" 1982 г., "Чертополох" 1987 г., "Из Африки" 1985 г., "Крик в темноте" 1988 г. и др. изменили представления об актерском мастерстве.
Кинематограф обогатился множеством новых громких режиссерских имен. Стивен Содерберг, Милош Форман, братья Коэны, Тим Бертон, Гас Ван Сент, Джим Джармуш и др. стали создавать малобюджетные и смелые фильмы, открывать нечто новое в киноискусстве и говорить на неожиданные темы.
Содерберг и его "Секс, ложь и видео" 1989 г. открыли зрителям темы импотенции и вуайеризма. Братья Коэны с "Воспитание Аризоны" 1987 г. ломали правила повествования, музыкального сопровождения и создания образов героев. Спайк Ли с лентой "Делай как надо" 1989 г. снял провокационный фильм, задающий актуальный и болезненный расистский вопрос, не дав в нем ответа. Тим Бертон с его "Битлджус" 1988 г. поразил зрителей своим уникальным стилем и непонятным, странным миром, соединившим юмор и ужасы. А его "Бэтмен" 1989 г., которого маркетологи раскрутили за год до выхода самой ленты, предвосхитил все, что стало нормой в 2010-е годы с бизнесом, построенным на комикс франшизах.
1980-е стали периодом новых идей и новых образов в кино. Это время комедий о реальной жизни, драм на острые социальные темы. Это время исследования вопроса что значит быть человеком. Помимо этого появились истории о новых фантастических мирах. Зародилась чрезмерность, быстрота, громкость и зрелищность мира кино.
Источник информации: Документальный сериал "Эпоха кино", 2019 г.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )