Найти тему

Почему так нелегко было уволиться из советской милиции

В условиях высокой текучки и хронического кадрового голода в российской полиции (такое ощущение, что затянувшийся процесс становится необратимым) есть повод задуматься о радикальных мерах закрепления сотрудников на службе. К примеру, как это было в советской милиции. Одним из вынужденных, но действенных способов сдержать отток кадров из её рядов, была невозможность уволиться по собственному желанию.

Не секрет, что в 1970-1980-ые годы, даже при более-менее благосклонном и уважительном отношении населения к милиции повального желания влиться в её ряды у тогдашней молодёжи не наблюдалось. А потому и приходилось чуть ли не всем ОВД из года в год «шерстить» ближайшие сельские районы, ориентируясь на возвратившихся из армии местных парней, готовых сменить деревенскую прописку на городскую.

Советская милиция держалась на крепких деревенских парнях! Фото из открытого доступа в Интернете.
Советская милиция держалась на крепких деревенских парнях! Фото из открытого доступа в Интернете.

Поступая на службу, те попадали в законодательный «капкан», оказываясь, по сути, в положении государственных крепостных: для них были придуманы столь жёсткие кадровые обременения, что «вольную» можно было получить крайне в редких случаях.

Так, увольнение лиц рядового и младшего начсостава по собственному желанию существовало лишь по окончании срока обязательства (или подписки), которое заключалось на три года. И главным в такой ситуации было не пропустить установленный двухнедельный срок для подачи рапорта о предстоящем увольнении. А поскольку неподача (или пропуск срока подачи) рапорта влекло за собой автоматическое продление обязательства, кадровики, в стремлении сохранить сотрудника на службе, не горели особым желанием уведомлять его об этих тонкостях. Вот и вынуждены были те корпеть и мучиться на службе ещё один срок. Или же, забив на всё, самовольно не выходили на службу, искусственно подводя тем самым себя к увольнению по отрицательным основаниям- за нарушение дисциплины.

Были редкие исключения из правил, когда лицам рядового и младшего начальствующего состава можно было уволиться со службы по семейным обстоятельствам. Это касалось, преимущественно, лишь женщин, и мотивами здесь были исключительные личные обстоятельства- необходимость ухода за тяжелобольным близким родственником, переезд к месту жительства мужа и т.п. Но, поскольку в те годы женщин на должности милиционеров старались не брать (в нашем ОВД, к примеру, вплоть до 90-ых такая была в единственном числе), это основание на практике оставалось невостребованным.

Сотрудникам со звёздами на погонах уволиться из советской милиции было ох как непросто! Фото из открытого доступа в Интернете.
Сотрудникам со звёздами на погонах уволиться из советской милиции было ох как непросто! Фото из открытого доступа в Интернете.

Со средним и старшим начсоставом всё обстояло гораздо сложнее: офицерам разрешалось по собственной воле оставить службу лишь при достижении установленных возраста (50 лет), выслуги срока службы (25 лет) и по состоянию здоровья. Было ещё одно крайне любопытное основание- в связи с переходом на работу в другие ведомства (например, в КГБ) и на выборную партийно-советскую работу. Все прочие увольнения имели отрицательную окраску- либо за нарушение дисциплины, либо по служебному несоответствию.

Отеческое внушение милицейского ветерана для молодого сотрудника порою значило больше, чем обычное взыскание.  Фото из открытого доступа в Интернете.
Отеческое внушение милицейского ветерана для молодого сотрудника порою значило больше, чем обычное взыскание. Фото из открытого доступа в Интернете.

Кадровый голод заставлял всеми правдами и неправдами цепляться за самых «безнадёжных» нарушителей дисциплины, для которых пьянство на службе с годами становилось нормой. Если при вас кто-то вдруг решится встать на защиту высокого морального облика советского милиционера и с пеной у рта отстаивать чистоту его мундира,- не спешите этому верить! Пусть из уст бывшего советского милиционера прозвучит не патриотично и даже кощунственно, но реальность была такова, что определенная (и немалая!) часть сотрудников в той или иной степени страдала алкоголизмом. И не только бытовым. Работая в конце 70-ых в ППС, приходилось наблюдать, как этим грешили «старослужащие» милиционеры: редко какое дежурство обходилось без возлияний с их стороны... При этом (надо отдать им должное!) они были профессионалами в своём основном деле и давали результат, а потому на подобные шалости руководство зачастую закрывало глаза или старалось проявить максимальную лояльность при выборе наказания, изо всех сил стараясь дотянуть сотрудника до пенсии. К необходимой выслуге у них набиралось порой десятка два взысканий, из которых 5-6 являлись «последними китайскими предупреждениями» (то бишь- о неполном служебном соответствии).

Чем закончится "разбор полётов"? Фото из открытого доступа в Интернете.
Чем закончится "разбор полётов"? Фото из открытого доступа в Интернете.

На этом комичность ситуации не заканчивалась. Поскольку увольнение офицеров осуществлялось областным Главком, каждого приходилось возить в Управление кадров на собеседование. В современных реалиях беглого взгляда на такой послужной список было бы достаточно, чтобы без лишних вопросов согласовать увольнение, а потом ещё выдать по полной руководству ОВД за либерализм по отношению к злостному нарушителю. Тогда же (не поверите!) каждый из высоких милицейских чинов, проводивших беседу с увольняемым, буквально вылезал из штанов в стремлении убедить того послужить ещё хотя бы год - другой… И всё это- в доброжелательном тоне, без наезда и упрёков!

В офицерском ряду лишь женщинам было сделано исключение: те могли уволиться по собственному желанию, когда не имели возможности продолжать службу по семейным обстоятельствам.

Немногочисленные женщины в советской милиции были на особом положении... Фото из открытого доступа в Интернете.
Немногочисленные женщины в советской милиции были на особом положении... Фото из открытого доступа в Интернете.

И лишь с развалом союзного государства и принятием Закона РФ от 18.04.1991г. № 1026-1 «О милиции» удалось избавиться от пресловутого камня преткновения, и долгожданное увольнение по собственному желанию стало обычной нормой, давшее старт массовому оттоку сотрудников из МВД...

Сегодня руки полицейских ничем не связаны... Фото из открытого доступа в Интернете.
Сегодня руки полицейских ничем не связаны... Фото из открытого доступа в Интернете.

Уважаемые читатели! Дайте свою оценку публикации, поделитесь ею в соцсетях и рекомендуйте друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!