На картине Владимира Петровича Фельдмана «Родина» мы видим уставшего солдата. Наконец он вернулся домой, к родным, в тихие и спокойные места. Мужчина пристально вглядывается в знакомые очертания, стараясь понять, что изменилось с его ухода, а что осталось прежним. По задумавшемуся лицу можно определить, что солдат в замешательстве. Он тоскует по ушедшим дням и взволнован, каким будет прием. Как отреагируют на его возвращение родственники – да и живы ли они вообще.
Художник неспроста выбрал для изображения из всех времен года весну. Ведь именно весна – вестник чего-то нового, новой жизни. Это яркий символ начала, возрождения чего-то хорошо забытого, такого родного и старого. Тонкие березки ещё не покрылись листвой, однако поля уже распаханы. Значит, это поселение не пустует. Люди продолжают вести хозяйство, восстанавливать быт в послевоенное время. Глядя на всё происходящее вокруг, мужчина пытается разглядеть в виднеющихся далеко на горизонте силуэтах знакомые лица, лица своих друзей и родных. Он затаил дыхание, аккуратно прислонился к дереву и наблюдает за жизнью здесь, которая продолжает кипеть, несмотря на его долгое отсутствие.
Написанная в холодных, тускловатых тонах, эта картина навевает тоску и погружает в размышления о судьбе этого героя, о том, найдет ли он себе пристанище в родных стенах, и что его ждёт дальше. Это размышление над неизвестностью. Как бы погружая нас в пропасть и пустоту, Фельдман изобразил на полотне срубленное дерево – символ скоротечности и стремительности нашей жизни. Её эфемерность порой повергает в шок, заставляя как бы пробуждаться ото сна, чтобы осознанно проживать каждый миг, каждый небольшой момент.
Судьба солдата так и остаётся для нас неизвестной. Однако та небольшая надежда, которая теплится в душе мужчины, благодаря которой так сияют его глаза, заставляют нас верить в истинность известного высказывания: «Надежда умирает последней». И действительно, если на что-то надеешься, то и жизнь кажется интересной, и всё, что вокруг, более родным.