Формы Москвича 407 и последующего переходного типа 403 постепенно устарели в 1960-х, и поэтому московскому автомобилестроителю АЗЛК пришлось возродить свою производственную программу. Таким образом, на первый план вышли конструкторские и технические работы, результатом которых стал Москвич 408.
Работа над третьим поколением автомобиля Москвич началась на АЗЛК (Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола) в 1959 году. Два года спустя были созданы первые два прототипа автомобиля с квадратным кузовом новой формы и парой из четырех круглых фар в решетке радиатора. К 1964 году последовали еще 14 прототипов, а в октябре того же года Москвич 408 был впервые представлен публике.
Следует отметить, что производство более крупными сериями началось менее чем через год. Однако новый Москвич стал бестселлером не только на внутреннем советском рынке, где спрос на автомобили превышал предложение, но и в странах Западной Европы. Они были важны для стран Восточного блока еще и потому, что приносили необходимую и желаемую валюту. Популярность «Москвича» заключалась в их прочности, невысокой цене и надежности.
Москвич 408 кардинально отличался от своего предшественника Тип 407 и последующей переходной модели 403 (в которой были новые технологии, но лишь слегка обновленный кузов Тип 407). Квадратный кузов был непропорционально более современным в середине 1960-х годов: советские автомобильные конструкторы также использовали много хрома и две круглые фары спереди. Выпускалась также версия с четырьмя круглыми фарами, но в основном, хотя и не исключительно, на экспорт. Сзади на крыльях стояли вертикальные фонари.
По сравнению с предшественником новинка была немного крупнее - 4090 мм в длину, из которых 2400 мм сократила колесная база. Он растянулся на 30 мм между поколениями. Но технологии под увеличенным кузовом определенно были не такими революционными, как внешний вид. Четырехцилиндровый АЗЛК-408 (отсюда и обозначение модели) с распределением OHV имел неизменный объем 1358 см3, но мощность немного увеличилась до 36,8 кВт. На нем седан мог развивать скорость до 120 км / ч.
Однако происхождение этого агрегата можно проследить, как указывает Энди Томпсон в книге «Автомобили Советского Союза», от Москвича 400/420. Это первая послевоенная модель московского автопроизводителя на базе довоенного опель кадет. Однако вернемся к модели 408, у которой была четырехступенчатая трансмиссия с селектором под рулем. Передние ремни безопасности были доступны за дополнительную плату. Задняя жесткая ось была ведомой, передняя подвеска была независимой.
В конце 1966 года модельный ряд нового Москвича был впервые расширен: была создан москвич 433 модели, грузоподъемность 400 кг. У него был тот же кузов, что и у универсала 426. В то время как служебная версия была трехдверной, пассажирская версия получила в стандартной комплектации пять дверей. У обеих версий сзади была разрезная крышка багажника, а это значит, что верхняя часть со стеклом наклонена вверх, а нижняя часть - вниз.
В обеих версиях сзади появились усиленные рессоры. Размеры, за исключением высоты, были такими же, как у седана, но форма задней части обеспечивала лучшее удобство использования багажного отделения. Максимальная скорость обеих версий также была немного ниже из-за доработанной трансмиссии, всего 115 км / ч.
Однако предложение автомобилей Москвич третьего поколения могло быть расширено за счет спортивной модели. В 1964 году было создано две модели 408 “Турист” - двухдверный кабриолет с твёрдой съемной крышей. Оба были технически основаны на седане и, следовательно, имели стандартный четырехцилиндровый двигатель. Один из прототипов получил электронный впрыск, поэтому его мощность подскочила до 46 кВт и и он смог развивать скорость до 130 км / ч. В одном из прототипов в кузове также использовались алюминиевые панели. Если бы турист попал в производство, то он в основном предназначался бы на экспорт. Однако, серийная версия так и не появилась и до наших дней этот автомобиль сохранился лишь в музеях и частных коллекциях.
Таким образом, экспортным рынкам приходилось довольствоваться классической моделью 408, универсалом 426 и фургоном 433. В 1968 году до 55 процентов всех произведенных москвичей, пишет Томпсон, шло на экспорт в дружественные социалистические и капиталистические страны. В начале 1970-х московский автомобиль был доступен более чем на 70 мировых рынках. Автомобиль был популярен, например, в странах Бенилюкса. Там их ввозом и сборкой занималась компания Scaldia (под этим названием иногда продавалась машина), которая установила, например, четырехцилиндровый дизельный двигатель Perkins мощностью 31,6 кВт, а затем и 38,2 кВт.
Как уже упоминалось, версии с четырьмя круглыми фарами спереди предназначались в первую очередь для экспорта, что, согласно спецификациям в книге «Автомобили Восточного блока» Яна Тучека, также отмечало лучшее оснащение всего автомобиля. Вместо номера 408 можно встретить разные названия автомобиля, такие как Elite или de Luxe, из-за проблем с лицензированием в некоторых странах использовалось обозначение 1300 или 1360. В Болгарии, где также начали собирать 408, автомобиль получил название Rila 1400. Выпускалась также версия с правым рулем
Однако вернемся в Советский Союз, где в конце 1967 года автопроизводитель АЗЛК представил новый Москвич 412. На первый взгляд машина мало чем отличалась от модели 408, но главное находилось под капотом. Туда переместился новый четырехцилиндровый УЗАМ-412 объемом 1478 см3 и мощностью 55 кВт. Распределительный узел OHC был установлен в городе Уфа и был подключен к четырехступенчатой полностью синхронизированной трансмиссии. Устаревшая технология, которой не хватало для более мощного двигателя (машина развивала максимальную скорость 140 км / ч), оказалась проблемой, отмечает Тучек. Напротив, использование генератора переменного тока было долгожданной новинкой.
Помимо седана 412, предложение вскоре было дополнено универсалом 427 и полезной моделью 434 (на его основе появился пикап) - все с минимальными изменениями дизайна. Однако производство моделей 408, 426 и 433 продолжалось. В 1969 году произошла серьезная модернизация - все выпускавшиеся тогда Москвич третьего поколения получили новую переднюю часть с прямоугольными фарами, седаны 408 и 412 получили новые задние фонари в форме буквы L. У универсала и фургона тогда была цельная крышка багажника, откинутая вверх. .
В кабине установили новую рулевую колонку, поэтому селектор передач переместился в пол. Это стало возможным благодаря новым раздельным передним сиденьям. Панель приборов также была модернизирована в начале 1970-х годов. Модель 412 претерпела изменения в усилителе тормозов.
Продолжался и экспорт Москвича за границу, все еще под разными названиями (модель 412 можно было встретить, например, с обозначением 1500). Под названием Rila 1500 новая модель производилась в Болгарии, Scaldia в странах Бенилюкса по-прежнему оснащалась дизельными двигателями Perkins под капотом, а продажи автомобилей также выросли в Великобритании.
Производство моделей 408 и 412 и связанных с ними вариантов кузова закончилось в декабре 1975 года. Замена была не полностью новой моделью, над которой работал АЗЛК в 70-х годах, а лишь дальнейшей модернизацией известных форм и технологий с обозначением 2138 (седан с двигателем МЗМА-408). ) и 2140 (седан с доработанным двигателем УЗАМ-412). Универсал носил обозначения 2136 и 2137 соответственно, и снова предлагалась служебная версия.
Помимо АЗЛК, позднее седаны 408 и 412 собирал и Ижевский автомобилестроительный завод «Иж». Местный Москвич 408 начал производство в декабре 1966 года, но долгой карьеры не сделал. Примерно за год производства было создано чуть более четырех тысяч экземпляров. Москвич 412 сборки в Ижевске, пришедший на смену 408 на конвейере, оказался намного успешнее. Производство началось в 1967 году и поначалу практически соответствовало оригиналу. Он отличался практически только логотипом на лицевой маске.
Однако в начале 1970-х годов Ижевский завод приобретал все большую автономию в плане разработки собственных вариантов кузова на базе модели 412. до 27151 с открытой погрузочной площадкой. По сравнению с технически родственным «Москвичом» оба автомобиля имели, например, другой дизайн передней части.
В 1973 году появился ИЖ 2125 под названием Комби. Однако это был не классический универсал, а с сегодняшней точки зрения, скорее, лифтбек или хэтчбек (даже сегодня это указывает на то, что это был первый советский лифтбэк). В любом случае машина была немного длиннее седана, но с неизменной колесной базой 2,4 метра. Техника и силовой агрегат по-прежнему базировались на Москвиче 412, но передняя часть была уникальной по внешнему виду. Автомобиль имел успех в основном на внутреннем рынке, за пределами Советского Союза его особо не встретить.
Хотя производство 412 в Москве закончилось в 1975 году, производство модели 412 IEв Ижевске продолжалось. Во второй половине 1970-х годов было произведено несколько частичных модификаций, в 1980 году модели ИЖ получили передние дисковые тормоза, улучшенный обогрев и передние подголовники. В 1982 году произошла серьезная визуальная модернизация - автомобили из Ижевска получили новые дверные ручки, пластиковую решетку радиатора, другие круглые фары и доработанные бамперы.
Седан получил новое название 412 IE-028, лифтбэк был переименован в ИЖ 21251, а служебным версиям в дополнение к их нумерации был присвоен номер 01. объемом 1478 см3 мощностью 52,9 кВт.
В 1988 году предложение было дополнено персональным вариантом доставки. Автомобиль ИЖ 27156 по-прежнему имел только две боковые двери, зато остекленную заднюю часть кузова и две скамейки сбоку от кузова, всего на четырех человек.
Производство этих автомобилей закончилось в 2000 году, а данные на текущем сайте автопроизводителя показывают, что произведено более 2,3 миллиона седанов 412. Хэтчбек 21251, выпущено более 414 тысяч единиц. В последний раз сошла с заводов в 1997 году. Последние экземпляры грузопассажирских вариантов тогда собрали аналогично седану только в 2000 году - произведено более 924 тысяч поставок с металлической надстройкой, более 135 тысяч пикапов и более 21,5 тысячи личных версий.
Это моя первая статья, поэтому прошу отнестись с пониманием. Если вам понравится материал, поддержите начинающего автора лайком, подпиской, комментарием. Всего вам хорошего и удачи.