«Плохие дети» (隐秘的角落 – досл. потаенный уголок) – сериал 2020 года режиссера Синь Шуана. Шоу вышло на популярной китайской онлайн-платформе iQIYI, где его посмотрело более 200 млн человек. Об успехе также свидетельствуют многочисленные награды, полученные как в Китае, так и за рубежом.
Сериал является нетипичным представителем современного китайского телевидения. В отличие от большинства типичных проектов, здесь нет ни лощенных героев-коммунистов, ведущих борьбу с японскими захватчиками, ни мифических героев прошлого, прорывающихся сквозь паутину дворцовых интриг на протяжении пятидесяти серий.
Главные персонажи – дети. Создатели сериала ловко уловили современный тренд, запущенный Netflix в «Очень странных делах» и даже сумели обратить на себя внимание американских стриминговых сервисов. В то же время шоураннеры подняли важные и не всегда освещаемые темы для китайского общества. Беспризорные дети, кризис традиционной семьи, тяжелые социальные условия жизни на периферии и многие другие детали позволили сериалу вывести китайские драматические сериалы на совершенно новый уровень восприятия.
Реалистичная картина китайского уезда середины 2000-х воссоздана с чувством теплой ностальгии. Главные герои пользуются кнопочными телефонами, дети еще не знакомы с виртуальным миром и проводят большую часть времени на улице, открывая для себя город и его жителей.
Несмотря на ретроспективный сеттинг, создатели вступают в полемику с сегодняшним Китаем. И пусть некоторые вещи читаются лишь между строк, ключевые события сериала так или иначе связаны с острыми проблемами общества, которые преследуют поднебесную уже несколько десятилетий.
«Плохие» дети
История разворачивается вокруг трех подростков, которые стали случайными свидетелями убийства.
Двое из них – сбежавшие из приюта юноша Ян Лян и его юная спутница Пу Пу – оказываются в городе, чтобы найти деньги на лечение смертельно больного брата девочки. Третий герой, Чжу Чаоян, встречается с беглецами, когда те пытаются скрыться от полиции и найти кров на ночь. Подростки проникаются симпатией друг к другу и начинают проводить больше времени вместе. В первой серии Чжу Чаоян берет у отца камеру, и трое отправляются в небольшое путешествие в горы, где их объектив фиксирует сцену убийства. Дети решают шантажировать убийцу в надежде получить нужную сумму на лечение ребенка. Их решение приводит к цепочке трагических событий.
Зарубежное название сериала можно трактовать по-разному. Кто-то попытается увидеть в нем попытку осудить подростков, которые вместо того, чтобы сообщить о случившемся полиции, решили воспользоваться ситуацией. Звучит логично, если не знать, как китайское общество относится к беспризорным детям в Китае. Проблема возникла не на пустом месте. Еще в 20 веке в поднебесной появилась особая система регистрации "хукоу" (户口), которая привязывала человека к его месту жительства и давала возможность пользоваться общественными благами (медицина, образование и т.д.) только в пределах области распространения регистрации. По мере разрыва в экономическом развитии между севером и югом Китая, массы людей мигрировали в крупные прибрежные провинции в надежде улучшить материальное положение.
Дети, как правило, оставались дома на попечении бабушек и дедушек. Однако некоторые родители брали детей с собой, обрекая их на тягостные условия жизни, так как мигранты с севера не могли рассчитывать на бесплатную медицину, образование, а также сталкивались с предвзятым отношением арендодателей, которые не хотели сдавать жилье малообеспеченным и приезжим работягам.
Естественным образом дети мигрантов оставались без надзора, пока их родители были вынуждены работать сутками. Только в конце 2000-х в Китае стали появляться специальные школы для таких детей. Муниципалитеты крупных городов стали фиксировать растущий криминогенный фон в местах скопления детей мигрантов, поэтому власти попытались взять их под контроль. Эксперимент обернулся неудачей. Качество образования в таких школах было низким, а сами дети не видели перспектив продолжать обучение, так как большинство привилегий и возможностей больших городов оставались для них под запретом.
Дети мигрантов существовали сами по себе, перебиваясь случайными заработками. Социальная стигматизация со стороны городских жителей только усугубляла ситуацию. В общественном сознании постепенно укоренился образ «плохого ребенка», который не ходит в школу и создает проблемы окружающим.
В сериале главные герои постоянно сталкиваются с недоверием со стороны взрослых. Прекрасно осознавая свое положение, они всячески избегают полиции и других общественных служб. И даже когда один из персонажей поражен лихорадкой, им не приходит в голову обратиться в больницу. Их укрытием становится севший на мель сухогруз, где они обстраивают свой небольшой оазис и скрываются от мира взрослых.