Найти тему

Дидух - новогодняя ёлка древних славян

Новогодняя ёлка уже у многих поколений наших соотечественников является символом и обязательным атрибутом новогодних праздников. Так же как и ёлочные украшения, гирлянды, новогодние подарки, а последние десятилетия, мандарины и традиционные телепередачи.

А что же было у славян, до принятия христианства? Ведь и ёлка, как новогодний символ, появилась гораздо позже, чем христианство. В Европе ёлка впервые появидась в Германии, в начале 16 века. В Россию она была «завезена» Петром I, а широкое распространение как атрибут новогодних праздников получила только в начале 19 века.

У древних славян был свой новогодний символ – праздничный сноп необмолоченных колосьев.

Разные славянские племена дали ему свои названия: «Старик», «Дидух», «Колядник», «Коляда». В течение всех новогодних празднеств «Коляда» должен был пребывать в доме. После принятия христианства - до самого Крещения.

Продажа современных новогодних дидухов в Тернополе. Украина. Фото из интернета
Продажа современных новогодних дидухов в Тернополе. Украина. Фото из интернета

Почему таким символом был именно сноп колосьев. Очевидно, это связано с тем, что в древности Новый Год начинался осенью – со дня осеннего солнцестояния. В эти дни оканчивался сбор урожая. И выращенные с любовью колосья наделялись магической силой, символизировали изобилие и достаток. Также это был новогодний символ, знак бессмертия душ предков, оберег рода, знак благополучия и будущего хорошего урожая. Дедух - это древнеславянский дедовский Дух. Дух рода, котороый обозначал присутствие душ предков на новогодних торжествах. Ученые считают, что сноп колосьев, как символ и оберег появился ещё во времена каменного века, когда люди начали поклоняться культу рода и предкам.

Считалось, что пока в доме находится Дидух, к нему собираются духи всех предков, для того, чтобы вместе с потомками вкусить праздничное угощение. Славяне готовили для ушедших предков специальную кутью, ставили её возле Дидуха, клали в кутью ложки. Так было все дни, пока Дидух был в доме.

Для Дидуха выбирались первый и последний сжатые снопы. Глава семейства первым приносил Дидуха в дом перед Новым Годом. Его ставили на специальное почетное место, а вокруг стелили солому и сено.

В разных местностях Дидухи различаются, имею свой калорит. Это вызвано влиянием древних и христианских традиций, с переносом Нового Года с осени на весну, а затем на зиму, а также изменениями повседневной жизни за прошедшие века.

Сноп, из котолрого делался Дидух, не обмолачивали, а бережно хранили до Нового Года. Перед праздниками из колосьев снопа делали несколько отдельных пучков. Каждый пучек связывали цветными лентами, колосьями или нитками. Затем такие заготовки собирали вместе и оплетали лентами, создавая пышный сноп. Внизу снопу делали «ножки», чтобы оберег мог стоять. Сверху пучки колосьев украшались разноцветными лентами, сухими или сделанными из бумаги цветами.

Перед вносом Дидуха в дом, с ним торжественно обходили двор, показывая предкам, что хозяйство в порядке, что перед ними не стыдно…

В наше время архаичные обычаи делать Дидухов сохранились, прежде всего, на Западной Украине. Уже в христианские времена там, во многих областях, дидухи заменяли ёлки. А в последние годы на волне национализма, следование этой древней традиции получило «новое дыхание». У других славянских народов этот обычай значительно трансформировался или почти исчез. Хотя имя Коляды, одно из имен Дидуха всем хорошо знакомо. Как и колядование с колядками.

Подписывайтесь на наш канал!