Найти тему
Казусы образования

Что нынче думают в Кремле насчет дистанционного обучения

В том, что дистанционное обучение будет задействовано и после пандемии, не сомневается, пожалуй, уже никто.

Правда, нам обещают, что оно не заменит традиционную, очную систему образования, а будет лишь изредка применяться при необходимости. Каким образом в дальнейшем будет определяться эта необходимость - пока говорить преждевременно. Как говорится, доживем - увидим.

Однако нельзя думать, что о проблемах, связанных с онлайн-обучением, в Кремле не знают. Наоборот, они регулярно обсуждаются на различных заседаниях и совещаниях.

Так, на днях прошло заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Помимо прочего, председатель Совета В. Фадеев доложил В. Путину об особенностях дистанционного обучения.

Итак, какая же проблема, по мнению властей, является в этом вопросе основной?

Как выяснилось, больше всего сейчас власти озадачены дороговизной онлайн-обучения.

"По Конституции в нашей стране среднее образование – всеобщее и бесплатное, - напомнил В. Фадеев. - Но дистанционка оказывается недешёвым удовольствием: компьютер стоит 30–40 тысяч рублей, интернет-трафик. Правительство принимает усилия по организации бесплатного трафика для учебных целей, но пока он доступен далеко не всем. Трафик стоит от 500 до 1500 рублей в месяц по разным регионам. Итого на круг, если компьютер, скажем, эксплуатируется три года, – 10 тысяч в год, плюс трафик, получается тысяч 20 в год, а если в семье трое детей, – 60 тысяч. А если семья малообеспеченная? Это очень серьёзная проблема."

Министерство просвещения планирует поставить до конца года в субъекты Федерации 266 тысяч ноутбуков, но этого, по подсчетам Совета, мало. Ведь в стране порядка трёх миллионов детей-школьников из малообеспеченных семей.

Поэтому председатель Совета предложил рассмотреть вопрос о масштабной помощи семьям с детьми-школьниками.

"Будем над этим работать, - пообещал в ответ Путин. - У Правительства есть план действий".

Вторая большая проблема дистанционки - это "растущее расслоение по успеваемости, - доложил далее В. Фадеев. - В дистанционном режиме, условно говоря, отличники продолжают учиться и стараться, а вот нерадивые ученики, троечники, которые и так не проявляли особого усердия, теперь получили возможность практически не учиться, и это очень серьёзная методическая и теперь уже и социальная проблема."

Что ж, это действительно огромная проблема, и чем дольше длится дистанционка - тем больше она, проблема, увеличивается. Но как с ней бороться - власти пока не знают. Однако они отдают себе отчет, что в условиях пандемии наносится очень существенный ущерб всему процессу образования. В результате мы можем потерять целое поколение.

Путин порекомендовал педагогам выстраивать по-другому методики преподавания, но все понимают, что в стране нет и не будет такого количества педагогов, умеющих качественно работать онлайн. Да дело и не в педагогах, а в психологии школьников, особенно, младшего возраста.

Поэтому часть проблем, связанных с дистанционным обучением, собираются возложить на родителей. Конечно, желающим будут помогать, для чего планируется создать специальные центры при вузах.

Другими словами, кому из родителей небезразлична судьба их детей, тем придется участвовать в процессе обучения намного плотнее, чем раньше. Кстати, многие это начали понимать уже задолго до пандемии. Она лишь резко подтолкнула катящийся с горы снежный ком.

В общем, времена изменились, причем стремительно. Увы.