Троицкий дом ремесел существует у стен лавры преподобного Сергия уже пять лет. По благословению владыки Феогноста (тогда – архиепископа Сергиево-Посадского, ныне Каширского) мастерские были открыты с желанием возродить традиционное художественное творчество, которое всегда было отличительной чертой Сергиева Посада. Достаточно вспомнить, что город издавна слыл центром изготовления игрушек, славился талантливыми резчиками по дереву. Сейчас паломникам и гостям обители предлагают на выбор более двадцати мастер-классов по храмовым и народным ремеслам: гончарному делу, росписи, лепке, витражу, литью свечей, вышивке, в том числе церковной, созданию фигурок из тканей и ниток…
Восторг испытываешь, едва зайдя в помещение мастерских. Чего тут только нет: на полках и столах красуется и забавная филимоновская трехцветная игрушка, и классическая дымковская, и не столь, может быть, известная дивеевская – без росписи, греющая сердце природными нежными красками и задушевными сюжетами. Рядом присоседились веселые матрешки, вздымают вверх свои трубы ангелы… У стола трудятся ребятишки, складывая пряничный домик. Здесь же можно понаблюдать, как изготавливают витражные изделия. Двери ремесленного дома поминутно открываются, приходят взрослые и дети, садятся за работу.
Экскурсию по мастерским для нас проводит иеродиакон Герасим (Пичугин):
– При монастырях всегда были мастерские. Они есть и сейчас, в лавре их много. Но это принадлежность монастырской жизни. А мы открыты для всех. Не всему, может быть, научим, но кое-что покажем, – отец Герасим от слов тут же переходит к делу: надевает фартук и садится за гончарный круг. Так, под его вращение, мы и ведем беседу.
– Какие мысли занимают Вас в момент творческой работы?
– Каждый раз по-разному. Как правило, я вдохновлен. Мне нравится сам процесс, и я не всегда имею четкий план – создать какую-то определенную форму. К тому же глина диктует: из нее невозможно сделать то, чего она не выдержит. Поэтому в ходе работы решается, какими будут, например, этот чайник или крынка. Часто я стараюсь подглядеть – наблюдаю за коллегами по цеху, да и интернет теперь дает безграничные возможности сравнивать, постигать… Иногда получается, иногда нет. Я уже с этими состояниями научился справляться; раньше нервничал, потом понял, что это бессмысленно. Работа учит спокойствию. Его нам сейчас так не хватает.
Иеродиакон Герасим стал гончаром, когда его благословили возглавить керамическую мастерскую в лавре. Пришлось всё самому осваивать.
– Это внезапно случилось – когда меня поставили руководителем керамической мастерской. Я про керамику даже не думал. Но послушание, данное священноначалием, надо выполнять. Родилось желание глубже узнать, как все это делается, вникнуть в суть, – надо же понимать, чем руководишь. По благословению владыки Феогноста я учился у гончара, на курсах в Ярославле. С тех пор уже осознанно занимаюсь гончарным делом, стало более-менее получаться. В этом ремесле столько тонкостей, нюансов…
Бесформенный кусок глины на наших глазах преображался.
– А что из человека может вылепить монастырь?
– В монастыре каждый стремится к спасению. У нас общая цель – достичь Царства Небесного, прикоснуться Богообщению. Все по-разному: один благодарит Бога, другой плачет о своих грехах… Здесь очень многому можно научиться при желании. Монастырь учит жизни уединенной и одновременно среди людей, а это не так просто. Учит цельности. И в занятие ремеслом нужно вкладывать все свое умение, развивать мастерство. Можно, конечно, сказать, что это больше дело мирское, – но ведь Господь не просто так дает талант…
У отца Герасима много послушаний. Он участвует в богослужениях, поет в хоре; с отцом Антонием, старшим звонарем, в праздничные и воскресные дни звонит в колокола. Керамическая мастерская и созданный при его непосредственном участии Троицкий дом ремесел становятся в этой череде неким отдохновением…
– Послушания церковные, конечно, на первом месте, но без какого-либо рукоделия, как мы прекрасно знаем по житиям святых, монаху просто невозможно. Ремесло поддерживает, дает переключение. Человек так устроен, что устает заниматься одним делом. Для меня отдохновение – занятие с глиной, лепка. Помните историю, которая произошла с Хемингуэем? Лежит он в гамаке, мечтает, на солнышко смотрит, думает о чем-то. Выходит его сосед и спрашивает: «Отдыхаешь?» – «Нет. Работаю». Проходит время, Хемингуэй за лопату взялся, копает. Опять сосед возникает с вопросом: «Работаешь?» – «Нет. Отдыхаю». Смена деятельности необходима.
«Троицкий дом ремесел» открыт для всех. Тем же гончарным делом можно заниматься от младенчества до глубокой старости, оставаясь в душе молодым. Отец Герасим видит в этом и один из важных для сегодняшней жизни факторов: дети в этой мастерской хотя бы на время забывают про телефоны…
– Необходимость изготавливать посуду, печи, предметы быта когда-то была насущной. Для нас, современных людей, это творчество. Но и полезный навык: дает возможность прикоснуться к тому, как жили наши предки. Они всё делали сами. И, конечно, это от Бога у нас творческий залог. Когда-то человек был призван возделывать рай. Каждый, в принципе, – творец, призван к этому. Ремесло, рукоделие очень многое дает. Ты начинаешь чувствовать материал: какая она удивительная, эта глина, как она поддается, формируется. Реализуется стремление сделать мир лучше, красивее, радостнее.
Есть и еще один аспект. Я полагаю, что любой человек, который приходит к нам и пробует себя в том или ином деле, должен получить и некоторое знание об обители, о братии. Это как бы тоже заход в монастырь, но с другой стороны. Пока человек трудится над чем-то, наши мастера рассказывают о лавре, о Преподобном, о ремеслах, которые здесь бытовали и процветали. Ведь для Сергиева Посада, лавра – это, как сейчас говорят, градообразующее предприятие. У нас при археологических исследованиях находят много изделий ручной работы, керамики самой разной. А мы что оставим, что будет после нас?..
Знаете, какую радость испытывают люди, которые к нам приходят? Для них это настоящее открытие: то, что можно что-то сделать своими руками! Ведь практически все живут в суете: работа, дом, однообразный досуг, проблемы… А здесь они в детство попадают, в сказку. Это дает возможность смотреть на мир с нежностью. И их тянет сюда вновь, они возвращаются. Потому что здесь настоящее, подлинное, чего так не хватает в нынешней жизни. У творчества, с какой стороны не посмотреть, – одни плюсы: и отдыхаешь, и творишь, и пользу приносишь, и узнаешь, на что ты способен, к чему призван. Некоторые люди здесь поняли, что нашли дело, которого просила их душа. У нас есть такие примеры, когда, побывав на мастер-классе, люди потом становились гончарами. По прошествии времени они начали этим ремеслом заниматься профессионально, создали свои мастерские. А первые шаги сделали у нас. И хорошо, что монастырь при этом присутствует – как некая константа, отправная точка.
…За время нашего разговора крынка была полностью готова. Ее сняли с круга. На лице отца Герасима светилась улыбка.
– Если сразу не получилось – не переживайте, просто делайте. Всё со временем получится. Постоянство и упорство – это залог успеха. И от монаха ведь то же самое требуется, – подводит он итог разговору и идет заниматься дальше. Мы осматриваем просторное помещение Троицкого дома ремесел. Последний взгляд – на пряничный домик, вышедший у детей с разными стенками. Отец Герасим одобрительно оценивает эту «пробу пера» и говорит, что неплохо сделать такой подарок в светлый праздник Рождества Христова. Но – отмечает – нужно еще потренироваться… Тут же что-то лепечет за гончарным кругом совсем юный керамист… Творчество с нежным взглядом на мир продолжается.
Юлия Стихарева
Фото автора и со страниц Троицкого дома ремесел в соцсетях
Рекомендуем другие публикации нашего канала:
Отец Рафаил (Симаков): художник, священник, монах
Избранница Божия (о монахине Алипии Голосеевской)
Великая святыня крымской земли