Нужно ли водить детей на дополнительные развивающие занятия? Или заниматься развитием самостоятельно? С какого возраста начинать водить в детские развивающие центры? Насколько эффективны занятия дома? Какую развивающую программу выбрать?
Это далеко неполный перечень вопросов, которые задают себе родители, когда их дети начинают подрастать. Причина этого ясна: все родители хотят своим детям лучшего будущего. Однако, занятия в детских центрах недешевые и не всем они по карману. Вот тут и встают все вышеперечисленные вопросы.
Противники раннего развития и учреждений, которые такие услуги предоставляют, обычно придерживаются мнения: зачем платить деньги за то, что можно сделать дома.
Но! Давайте разбираться.
Во-первых, человек - это организм, развитие которого происходит по определенным алгоритмам. Нервная система, частью которой является мозг, работает постоянно. Чтобы у человека развился какой-то навык, необходимо несколько повторений, пока не установятся стойкие нейронные связи. Т.е. ребенок, который живет в социуме в любом случае приобретет базовые навыки, необходимые ему для жизни. Может быть только с разной скоростью (на это повлияют генетические задатки и окружающая среда).
Во-вторых, если вы хотите задать вектор развития вашего ребенка, то развитием эти заниматься придется. И вот на этом этапе нужно принять решение: делать это самостоятельно или идти к специалистам. Каждый родитель хочет сделать все как можно лучше, но не всегда знает как. И домашнее развитие обычно сводится к обучению: цвета, буквы, цифры, чтение и т.д. Однако развитие должно идти не только в сторону обучения, но и эмоциональной сферы, социальной. Есть такие понятия как социальный и эмоциональный интеллект, развитие которых помогает ребенку с социализацией, контролем своих эмоций, улучшает адаптивность. Чаще всего родители уделяют этому мало внимания и становление этих сторон личности ребенка идет исключительно на примере близких взрослых.
В-третьих, еще один важный вопрос: с какого возраста нужно начинать ходить в развивающие центры? Сейчас сфера детских и семейных центров предлагает очень широкий спектр услуг, в том числе и раннее развитие с 1 года. Для каждого возраста есть свои программы разной продолжительности и интенсивности. Конечно, годовалых детей никто за парты не сажает и математику не преподает. Такие занятия проходят, как правило, в присутствии родителей и предполагают получение общеразвивающих знаний и социализацию. Возраст начала занятий для каждого ребенка индивидуален. Зависит от зрелости его нервной системы и ожиданий родителей. Научить держать ложку, различать форму, цвета, звуки родитель сможет и дома, без лишних финансовых затрат (если такие проблемы имеются).
В возрасте с 18 до 36 мес. эмоциональный репертуар детей расширяется и начинает включать в себя социальные эмоции: сочувствие, смущение, а через некоторое время - стыд, гордость и вину. С 30 до 40 мес. развивается чувство "Я" , расширяются знания о социальных правилах. Этот период - базис для развития фантазии, реализма, САМООЦЕНКИ. И здесь уже лучше обращаться к специалистам.
Давайте подведем итог:
Любой здоровый ребенок базовым навыкам научится и без развивающих центров. И совсем необязательно, что он будет глупым или ограниченным человеком. Все будет зависеть от окружения, в котором он рос.
Если Вы хотите заниматься развитием ребенка, но не имеете финансовых средств, можно дома проводить занятия. Но для этого придется потрудиться: найти соответствующие программы, адаптировать их к своему ребенку и т.д. Но результат может быть не такой, как вы ожидаете.
Если нет никаких факторов против, идите в развивающий центр. Там за вас все уже продумали. И если Вы подходите к этому вопросу здраво и не перегружаете ребенка, правильно понимаете его потребности, то хуже от это точно не будет.