Найти в Дзене

Дневник психолога. Школьные этапы становления взрослой вызревшей личности

Оглавление
Фото из личного архива Н. Соколовой
Фото из личного архива Н. Соколовой

Начальная школа

Время ошибок! И «нарабатывания» навыков самостоятельной жизни: собранности, организации себя и пространства, своего времени. На этом этапе громкого и яркого успеха быть не может. Это ценнейшее время накопления опыта ошибок(!). Дорогие родители, примите это, пожалуйста, и не мучайте своих детей. Просто повторяйте и повторяйте то, чему вы хотите научить. Повторение - мать учения) Не давите на детей, а просто повторяйте. И позвольте им иметь такую непозволительную в наше время роскошь, как наличие собственных ошибок.

Мое личное мнение, главный успех в начальной школе - это обретение навыка работы с ошибками, нарабатывание здорового отношения к ним и приобретение навыка исправления ошибок. Все. Все остальное - мелочи.

Фото из личного архива Н. Соколовой
Фото из личного архива Н. Соколовой

Средняя школа

Средняя школа начинается с того, что ребенок каждый день должен взаимодействовать со множеством людей. В этом же возрасте примерно, начинаются симпатии мальчики/девочки, любовь-морковь. То есть это время, когда ребенок учится жить в обществе, понимать, что у людей могут быть разные требования, разные оценки происходящего, нет однозначности в мире. Это время, когда ребенок должен бы начать формировать собственные(!) жизненные принципы, учиться их формулировать. Опять же, с точки зрения школьных оценок и успеха по отдельным предметам - это время не существенное. Оценки на этом этапе почти не имеют значения. Оценки - лишь перст указующий на те места, которые требуют дополнительного внимания. 

Фото из личного архива Н. Соколовой
Фото из личного архива Н. Соколовой

Средняя школа - это время накопления опыта межличностных контактов, споров, и ваших долгих разговоров с ребенком о разных отношениях: с учителями, тренерами, детьми, соседями, продавцами, кондукторами в транспорте. Это время, когда ребенок должен научиться совмещать в своей жизни и учебу, и отношения. Нельзя ради учебы жертвовать влюбленностью или дружбой точно так же, как ради дружбы или влюблённости терять учебу и свои увлечения. Надо научиться совмещать.

Тут родителям действительно придется попотеть, но эти усилия того стоят, поверьте.

И вот мы подбираемся ко времени, когда ребенок определяется со своими интересами. В действительности, это происходит у каждого по-разному, но если он много всего пробовал, то примерно к 8 классу в нем вызревает понимание того, чем бы он хотел заниматься. Не конкретная профессия, а направление. И вот с этого времени начинается «пахота», потому что если он хотя бы начерно определяет свое направление, тут вы подключаетесь и начинается ориентация на результат.

Просматриваете ВУЗы по выбранному профилю, смотрите условия поступления. Начинаете этим заниматься не в последний год перед поступлением, а заранее, чтобы отвоевать себе время для полноценной подготовки. Спокойная подготовка должна начаться не позднее 8 класса, и с этого времени начинается упорная работа на результат, который ребенок покажет через 4 года. Это и есть тот забег, к которому вы готовились все предыдущее время.

Думаю, становится очевидно, что для того, чтобы совершить усилие, длиною в 4 года, надо обеспечить себе спокойную жизнь, чтобы назад ничего не тянуло. Так?

P.S. Да, что существенно. Оценки в школе до определенного момента не имеют значения, но вот знания(!) должны быть показателем того, что качество накапливается. Ребенок должен весь этот путь идти с накоплением качества, а движение назад и деградация неприемлемы.