Альпинизм. Одни считают, что это настоящее занятие уверенных в себе и сильных людей, другие — что это, как и все экстремальные виды спорта, сублимация скрытой тяги к смерти. Поскольку я сам больше двадцати лет занимался скалолазанием, можете догадаться, к какой категории я отношусь.
Об альпинизме и альпинистах написано много. Книги разные, и по литературному уровню, и по степени правдивости. Мне кажется, что для человека, мало знакомого с альпинизмом, гораздо важнее второй параметр, чтобы понять почему же «лучше гор могут быть только горы».
Когда я планировал этот обзор, то на примете у меня было несколько книг, но в итоге я остановился всего на двух. Почему? Потому что обе они написаны одними из величайших альпинистов в истории — Морисом Эрцогом и Анатолием Букреевым.
«Аннапурна», Морис Эрцог. Автобиографическая книга, рассказывающая о покорении первого восьмитысячника. Настоящая, без дураков, эпоха героев-первопроходцев. То, что сумела преодолеть экспедиция Эрцога, по современным представлениям, граничит с полным безрассудством — но их нельзя судить по современным представлениям. Собственно, если бы не они, никаких современных представлений, никакого современного альпинизма и не было — кто-то всегда должен идти первым.
И нельзя судить с высоты нашего опыта, наших несравнимо превосходящих технических возможностей решение Эрцога продолжать восхождение, даже несмотря на то, что по современным представлениям они были просто обязаны его отменить. Тем более, что они заплатили очень высокую цену за свои решения. Надо сказать, что описание гангрены от лица человека, ее переживающего, впечатляет.
Рискну украсть чужое название - это было подлинное «время первых». И книга, написанная одним из героев этого времени — лучший способ с ним познакомиться.
«Восхождение», Анатолий Букреев, Вестон де Уолт. Книга, посвященная катастрофе 1996 года на Эвересте, когда в результате непредвиденного резкого ухудшения погоды на склонах высочайшей вершины мира погибли несколько альпинистов. Анатолий Букреев был гидом одной из коммерческих экспедиций, попавших в буран, единственным человеком, который в самый разгар адской погоды всю ночь ходил из лагеря на склон и вытаскивал оттуда еще живых людей (всего он сделал четыре подъема, прежде чем обессилел сам, и спас троих человек, которые, скорее всего, не дожили бы до утра).
Катастрофа 1996 года послужила причиной чрезвычайно бурной дискуссии о безопасности высотного альпинизма, о применимости традиционных норм морали и этики на экстремальных высотах и об оправданности коммерциализации высотного альпинизма, и именно Букреев в итоге стал инициатором и разработчиков новых подходов к организации таких экспедиций, убедительно продемонстрировав, сначала в книге, а потом и на практике, что вся система нуждается в критическом переосмыслении.
Уникальный человек, по мнению многих специалистов — самый сильный альпинист в истории спорта, Анатолий Букреев погиб в 1998 году во время восхождения на Аннапурну.
В 1999 году в базовом лагере под Южной стеной Аннапурны была установлена памятная доска с выбитой на ней цитатой из дневника Букреева: