- Зачем ты пошёл в полицию, Брюс?
- Полицейский беспредел, брат.
- Хочешь бороться с ним изнутри?
- Нет, хочу принять участие.
Фильмы про различного рода подонков уже не первое десятилетие притягивают нездоровое внимание широких масс. При всей любви зрителя к добрым киногероям и хэппи-эндам, время от времени его тянет глянуть на приключения какой-нибудь закоренелой мрази.
Фильм «Грязь» как раз демонстрирует нам яркого антигероя — полицейского Брюса Робертсона, отлично сыгранного Джеймсом Макэвоем. Брюс — человек специфический. Наркоман, алкоголик, извращенец, насильник и немного сумашедший. В погоне за повышением Брюс использует любые доступные ему методы. Ходьба по головам, подставы, плетение интриг и стравливание коллег друг с другом. Параллельно служебной деятельности, Брюс непрерывно употребляет различные вещества, прибухивает и балуется беспорядочными половыми связями в самых извращённых формах. Казалось бы, в гражданине Робертсоне вообще нет ничего святого, и сопереживать такому негодяю невозможно.
При просмотре и вовсе может показаться, что вся лента состоит из несвязанных эпизодов из жизни морально разложившегося урода. Но по ходу фильма, всё начнёт превращаться в настоящую трагедию. Брюс Робертсон — несчастный человек, забытый и презренный собственной семьёй, сошедший с ума и добивший себя наркотиками и алкоголем. Моральная деградация Брюса вперемешку с психоделическими галлюцинациями усиливаются с каждой минутой фильма. И не смотря на то, что главный герой всё больше и больше походит на животное, остатки совести Брюса периодически начинают давать о себе знать. Сцены с мерзким поведением Робертсона очень сильно контрастируют со сценами проявления им человечности и доброты. Именно контраст этих сцен делает сильный акцент на внутреннем состоянии Брюса.
Определённо, «Грязь» — это одна из самых откровенных и провокационных картин последних десяти лет, тем не менее не стоит воспринимать её как чернуху или призыв к действию. Данный фильм показывает зрителю, насколько сильно может деградировать и без того отчаянный человек, одержимый достижением своих личных целей. Брюс Робертсон действительно отвратителен, но фильм показывает едва ли не половину его "грязной" сущности.
В книге, по которой снят фильм, персонаж Брюс Робертсон раскрыт куда шире, мы не только видим его в настоящем, но и узнаём детали его прошлого. Стоит упомянуть, что помимо самого Брюса, в романе есть и второй рассказчик — глист, живущий у Робертсона внутри. Он выступает неким голосом оставшейся совести порочного полицейского. Поэтому фильм, при всей его гротескности, по сравнению с книгой — детская сказка для семейного просмотра.
Что касается актёрской игры Джеймса Макэвоя, можно смело сказать, что это — лучшая роль актёра. Воплотить на экране законченного отморозка и при этом вызывать симпатию у зрителя - довольно непростая задача. Даже чисто визуально, такого опухшего Макэвоя мы не видели ещё ни в одном фильме.
Отдельного внимания заслуживает музыка Клинта Мэнселла, который известен написанием главной темы из фильма «Реквием по мечте». Помимо основного саундтрека, в фильме звучит ряд отлично подобранных песен, таких как «99 Luftballons», «Sandstorm», «Mr. Vain Recall» и многих других.
Фильм поставлен Джоном С. Бейрдом и является экранизацией романа «Дерьмо» шотландского писателя Ирвина Уэлша, написавшего до этого культовый роман «На игле», который также был экранизирован в 1996 году режиссёром Дэнни Бойлом с Юэном Макрегором в главной роли.
Если составлять список лучший фильмов 10-х годов XXI века, то «Грязь» уверено будет занимать место где-то в первой десятке картин. Сильная трагикомедия, основанная на довольно серьёзном литературном произведении, с выдающейся актёрской игрой и превосходным саундтреком. Картина требует обязательного просмотра.