Сразу оговоримся: насчет событий, о которых мы расскажем в этой статье, историки все еще не пришли к единому мнению – Ликург это устроил, или какой другой правитель, или аристократия договорилась и натворила дел. В Спарте было не слишком хорошо с письменностью, и записок современников сохранилось не так что бы много. Впрочем, точно известно одно: в какой-то момент в Спарте произвели странную «дележку» земли, которая явно демонстрировала, что у ее автора были боооольшие проблемы со счетом.
Итак, как это было?
Чтобы уравнять всех граждан в правах, Спарту, как пирог, разделили на 9 000 кусков по числу жителей, и всем выдали совершенно одинаковые наделы. Так как работать на земле спартанец не мог – он же родился воином, а не хлебопашцем - то на земле граждан работали илоты, которые платили за пользование землей дань в виде половины урожая.
Вторую половину урожая получал владелец, который одну часть сдавал за общий стол в сисситии, вторую оставлял себе, а третью платил государству в качестве налога за землепользование.
Ну вроде неплохо звучит, да?
Но смотрите, что получилось по факту.
Планировалось как? Что надел будет кормить гражданина и его семью, а далее перейдет по наследству – так, чтобы всем детям досталось по равной части. А теперь следите за руками: у одного спартанца, предположим, родится двое детей, а у другого – пятнадцать. Равные им достанутся наделы? Вовсе нет. А налог они заплатят совершенно одинаковый, потому что его сумма не зависит от размеров земли.
Шли годы, население росло, наделы мельчали, и то и дело кто-то из граждан замечал, что уже не в силах не то что выйти в плюс, а хотя бы заплатить налог. Злостных должников лишали гражданства и низводили в статус гипомейонов, причем стать снова гражданами они уже не могли.
Через три-четыре сотни лет оказалось, что каждый второй в стране – или гипомейон, или илот. «Истинные спартанцы» почесали репу и решили: раз наши ряды редеют – давайте поднимем рождаемость.
Что произошло?
Наделы уменьшились; гипомейонов стало больше, а граждан-спартанцев – больше. Если перед реформой граждан было что-то около девяти тысяч, то после сражения при Левктрах в IV веке их осталось всего 800 человек.
Собственно, можно сказать, что на этом и кончилась воинственная и грозная Спарта.
Видите, да, к каким последствиям приводит неумение считать (а еще планировать на долгосрочную перспективу)? :)
_________________________________________________________________
Понравилась статья? Лайкни!
А еще подпишись на наш канал и заглядывай к Зевсу почаще: каждый день мы выкладываем новый пост!
Про "седую древность" еще можно прочитать здесь: