Найти тему
Азат Шаяхметов

Спустя 5 лет после Парижского климатического соглашения

В этом месяце исполняется пятая годовщина Парижского соглашения по климату - обязательства почти каждой страны пытаться удержать глобальное потепление значительно ниже 2 градусов по Цельсию. Это амбициозная цель, и время идет.

С начала индустриальной эры планета уже нагрелась примерно на 1C. Это может показаться не такой уж большой цифрой, но это меняет планету коренным образом - от более сильных волн жары, которые подвергают опасности здоровье людей и посевы, до повышения уровня моря.

Пока что индивидуальные планы стран относительно того, как они будут снижать выбросы парниковых газов, даже близко не соответствуют целям Парижского соглашения. Согласно последнему отчету Программы ООН по окружающей среде о разрывах в выбросах , опубликованному 9 декабря, даже если каждая страна выполнит свои текущие обязательства, в этом столетии температура мира по-прежнему будет расти более чем на 3C пока не поддерживаются действиями правительства.

В докладе отмечается, что замедление экономического роста из-за пандемии COVID-19, вероятно, привело к сокращению глобальных выбросов углекислого газа примерно на 7%, но это временное падение будет иметь очень небольшой эффект, если страны не сделают приоритетным зеленое восстановление.

Эта пятая годовщина Парижского соглашения должна была стать проверкой прогресса, поскольку ожидается, что страны увеличат свои обязательства. Но из-за пандемии встреча и переговоры были перенесены на ноябрь 2021 года. 

Несмотря на задержку, были объявлены некоторые большие цели. В частности, в настоящее время все больше стран берут на себя обязательство достичь нулевых чистых выбросов углерода к середине века.

В последние недели лидеры Китая, Японии и Южной Кореи объявили о целях достижения нулевых чистых выбросов углерода к середине века. Но подробных планов того, как они туда доберутся, по большей части отсутствует.

Президент Южной Кореи Мун Джэин предложил подробные цели в ноябре, когда он приказал правительственным чиновникам разработать дорожную карту для перехода к более чистой энергии и углеродной нейтральности к 2050 году. Он сказал, что его страна инвестирует 7 миллиардов долларов в экологические проекты и введет налог на выбросы углерода.

Европейский Союз все еще впереди. Некоторое время назад он установил чистую нулевую цель вместе со сценариями того, как ее достичь. Этим летом ЕС также поставил экологически безопасные проекты в основу своей стратегии восстановления после пандемии. Теперь ожидается, что страны-члены ЕС разработают долгосрочные стратегии на 2050 год и пересмотрят свои комплексные национальные планы в области энергетики и климата до 2030 года.

Великобритания объявила о новом целевом показателе сокращения выбросов на 68% к 2030 году. Для достижения этой цели от Великобритании потребуется удвоить свои усилия по сравнению с предыдущими тремя десятилетиями.

В целом, нынешние «определяемые на национальном уровне вклады» - планы, которые страны представляют в ООН, в которых разъясняется, как они будут выполнять Парижское соглашение, не соответствуют требованиям. Всего за несколько дней до Саммита только 13 стран представили новые цели, а семь объявили, что не будут обновлять свои цели или повторно представили старые цели. Однако почти половина стран с высоким уровнем выбросов указали, что к концу следующего года они поднимут свои амбиции по смягчению последствий.

-2
-3

Страны с наибольшими выбросами CO2 от ископаемого топлива

-4

Даже если устоявшиеся чистые технологии, такие как возобновляемые источники энергии, лежат в основе перехода, темпы изменений, необходимых для достижения парижских целей, остаются пугающими. Социально-экономические вопросы также должны быть поставлены в центр внимания.

Внедрение возобновляемых источников энергии необходимо ускорить в два-три раза. Глобальное использование возобновляемых источников энергии должно вырасти примерно с 20% энергии сегодня до 65% к 2050 году и с 28% до 85% в электроэнергетике. Использование электромобилей должно резко возрасти - с менее чем 10 миллионов электромобилей сегодня до более 1,5 миллиардов к 2050 году.